Окулова О.В.


Конструирование и презентация жизненного проекта человека в индустриальной культуре: интеллигент-медиум

            Настоящая статья представляет собой вариант теоретического осмысления положения человека в пространстве индустриального города. На мой взгляд, аксиоматичным является утверждение современных гуманитариев о конфликтности человека со средой, которая его окружает; о многообразии форм отчуждения от культуры. Ученые, вступая в дискуссии, размышляют об особенностях городского пространства, о способностях человека к конструированию своего образа и своего жизненного плана. Согласимся с их выводами и рассмотрим на примере что такое жизненный проект и какова функция конструирования подобных проектов.
            Проективный характер существования человека характерен для каждого городского жителя. Он проявляется, например, в том, как человек представляет себя в различных сообществах (на работе, среди друзей, в общественных местах); как он представляет жизнь в целом и свое место в ней; как оценивает роль окружающих в собственной социализации, профессиональном становлении. В итоге мы наблюдаем разных людей, к которым приписываем «ярлыки» пессимистов и оптимистов; неудачников или баловней судьбы. На самом деле, за этим часто стоит не просто стечение жизненных обстоятельств, но и то, как человек хочет себя представить: каким фактам биографии придает значение, что маскирует, а что вообще старается скрыть. Налицо тяжелая интеллектуальная работа отдельного человека, которая связана с обозначением, «именованием» воспринятых ценностей и норм поведения.
            Процесс конструирования личного образа, производимый каждым человеком в той или иной степени, невозможен без образца. Что можно принять за образец? Например, социальную группу, которая пользуется общественным признанием; группу, которой стараются подражать. В индустриальном полистилистичном городском пространстве таких групп множество. Остановимся на одной из них – творческой интеллигенции.
            Рассмотрим теоретическую основу, которая позволяет нам говорить о проективном характере существования человека в современной городской среде. Основу составляет концепция жизненного мира, автором которой является Э.Гуссерль. Интересно развитие идей Э.Гуссерля, предложенное французским философом-экзистенциалистом Ж.П.Сартром. Он считает, что взаимодействие человека и жизненного мира возможно в трех вариантах. Каждый из вариантов Ж.П.Сартр называет проектом, рассмотрев которые, можно принять их условные названия: «Конституирование мира посредством дорефлексивного cogito», «Фундаментальный проект существования: конструирование личного образа», «Конфликтный проект поведения: желание быть для другого или обязанность быть для себя?»1. Для решения задач данной статьи представляют интерес последние два проекта.
            Фундаментальный проект основан на взаимодействии двух базовых аттракторов – «Я» и «Познание». Под аттракторами понимаются привлекательные элементы культуры, которые создают дискурсы. Собственно из дискурсов складываются представления людей о ценностях и нормах поведения. Взаимодействие аттракторов «Я» и «Познание» дали жизнь таким ценностям, как Бог, аскеза; понятиям честь, достоинство, самоотречение. Под влиянием сложившихся дискурсов человек воспринимает жизнь как тайну, раскрыть которую ему необходимо постоянно совершенствуя себя.
            Конфликтный проект основывается на аттракторах «Я», «Другой», «Познание» и производит дискурсы, из которых создаются ценности: свобода, индивидуализм, комфорт. Дискурсы, которые образует конфликтный проект, создают ощущение противоречивости жизни: человек воспринимает ситуации как жизненные альтернативы, признает необходимость перманентного преобразования себя согласно ключевому моменту ситуации. Одновременно, человек грустит по поводу утраченной целостности своего образа и тяготится, время от времени, постоянной работой по проектированию себя, по конструированию своего образа.
            Фундаментальный проект завершает свою жизнь в рамках индустриального общества, а конфликтный – активно развивается. Он органичен процессу глобализации общества.
            Таким образом, рассмотрим на примере представителя творческой интеллигенции конструирование и реализацию жизненных проектов человека в городской среде. В статье речь пойдет о некотором Пермском Писателе. Пермский Писатель (далее – ПП) – фигура, известная в городе Перми. Публиковать произведения ПП начинают в 1980-е годы в таких журналах как «Октябрь», «Знамя», «Звезда», «Урал», «Волга», «Новый мир», «Даугава». Помимо этого, ПП рисует картины, даря их своим гостям, почитателям творчества, устраивает их выставки в Перми и Москве. Произведения ПП переведены на английский, испанский, немецкий, польский, французский языки.
            С 1992 года ПП является членом Союза российских писателей. Была отмечена многочисленными премиями в области литературы: специальная премия американских университетов (1992), премии журналов «Урал» (1981), «Октябрь» (1992), «Новый мир» (1995), «Знамя» (2002), премии Пермской области (1996), им. П. П. Бажова (2002), роман, написанный ею входит в шорт-лист Букеровской премии (1996)2.
            Мое знакомство с творчеством ПП началось в 2007 году. Встреча была приурочена ко дню рождения писательницы, на котором она зачитывала свои стихи, отрывки из рассказов и демонстрировала картины. На тот момент я уже изучала творчество Л.Улицкой, Л.Петрушевской. И появилось желание проанализировать творчество именно ПП. Но на первом интервью с писательницей был заметен новый поворот в раскрытии темы. Творчество выступило лишь вспомогательным элементом для исследования жизненного пути. И мною была поставлена задача – деконструировать жизненный проект ПП на основании неавторизованного интервью и письменных источников («Живой Журнал», периодическая печать, произведения, критические публикации).
            Прежде всего следует сказать, что ПП стремится качественно представить свою социальную группу – интеллигенцию и воплощать в своем образе те элементы, которые существуют в массовом сознании. Во время интервью ПП часто сравнивает себя с А.Ахматовой, Н.Островским, подчеркивая схожесть тяжелой судьбы.
            Коммунальный быт писательницы, тематика разговоров позволяют говорить о том, что комфортная жизнь не является важным показателем для нее. ПП часто употребляет как в диалогах, так и в произведениях слова бедность, унижение, оскорбление, отсутствие денег. Эти слова можно считать ключевыми, вокруг которых выстраивается весь образ ПП, который она презентует в обществе.
            Можно выделить несколько основных аспектов, по которым мы будем конструировать образ ПП. Это внешние: образованность, чтение книг, участие в культурной жизни, профессиональная деятельность. Назовем так же атрибуты поведения, соответствующие интеллигенции (согласно общественному мнению): активная общественная позиция, неприятие властных структур, стиль поведения, который нашел отражения в трех культурных кодах: самоотречение, жертвенность, служение.
            На основе анализа интервью, блога в ЖЖ можно с уверенностью сказать, что ПП презентует себя как «настоящий интеллигент» и видит основу этой презентации в сознательном отказе от комфорта. То есть, находясь в ситуации выбора: уехать или остаться жить в коммунальной квартире, ПП выбрала последнее. Квартира писательницы коммунальная, в которой семье отведено две комнаты. Первая комната – для приема гостей содержит в себе те элементы, которые необходимы для работы, вещи демонстрируют внешнюю атрибутику группы, то есть они тщательно подобраны именно для этой комнаты. Бедность, которую демонстрирует ПП, можно наблюдать лишь в одной комнате. Во второй комнате – новая мебель, стулья. Шкаф с работами и книгами. Отсутствие большого количества книг писательница объясняет необходимостью поддержать в трудное время семейный бюджет3.
            Презентуя себя как наследника русской интеллигенции, ПП сознательно отказывается от материального достатка - «денег нет, если бы Бог денег давал, многие не платят, символические гонорары, рассказы бесплатно висят в Интернете, такая бедность». Кроме того, ПП противопоставляет физический и нефизический труд. Интеллектуальный труд он рассматривает как «праздник души, эмоций»4. С этим связано увлечение литературой: «…мои глаза горели от литературы»5. От физического труда ПП старается сознательно уйти: «Эта ежесекундная работа, которую я не любила. Невыносимое детство»6. «Я всю жизнь работала как проклятая»7.
            Таким образом, можно говорить о том, что ПП ориентируется на ценности, которые противоречат современному обществу и были органичны дореволюционной эпохе – первому периоду отечественной модернизации.
            Выбор ценностных ориентаций ПП влияет на стиль: «…при такой тяжелой жизни, чтобы не слышать этот ор. Инсульт, здоровье не то уже…. Я болезненный ребенок…»8. «И то материально я их не догнала, мне нужны лекарства и довольно дорогое питание. Перенесла желтуху тяжелую»9. Стиль, который преподносит ПП – это болезненность. Она представляет ситуацию, когда находится в зависимости от своего здоровья и в интервью часто упоминает об этом.
            Внешняя презентация ПП содержит обязательную апелляцию к предшествующему поколению (русской интеллигенции). ПП ищет и обозначает связь своей судьбы с судьбой революционеров-народников, чтобы подчеркнуть трагизм и значимость собственной жизни: «Много он (Островский) тоже был под судом. Купцы писали жалобу царю, драматурга выгнали с работы и — под надзор полиции! А еще всю жизнь с ним судился друг, требовавший компенсации за моральный ущерб (в одной пьесе изобразил семью эту)...Всех известных людей судят за творчество. Только Сухого-Ковылина судили за убийство. Да и то потому, что у него были деньги».
            Еще одно сравнение с русской дореволюционной интеллигенцией связано с демонстрацией идеи служения обществу: она создает виртуальную галерею «для моих новых друзей в ЖЖ», при этом объясняя свой приход в ЖЖ плохим здоровьем. Для ПП главное, чтобы остались рассказы для читателя. Читатель – это высшая ценность. Компоненты служения, построение связей с предшественниками позволяют говорить о том, что ПП конструирует образ жертвы, построение которого опирается на аттрактор «Я».
            Аттрактор «Познание» ПП характеризуется так: «Я рвалась к знанию… Я поступила в университет, уже будучи объективным идеалистом…Я увлекалась экзистенциализмом, цзен-буддизмом»10. «Альбомы пригодились: мне предложили прочесть на филфаке спецкурс по живописи. С живописью связана еще одна моя большая дружба»11. «Лучшие минуты жизни проведены со стихами, романами, рассказами»12.
            Для ПП аттрактор «Другой» – это представители власти. Она находится в оппозиции с ними, придерживается мнения, что власть стремится изгнать ПП из творческой деятельности. Таким образом, ПП демонстрирует миф интеллигенции о гонении, который проявляется в том, что представители группы всегда смело высказывали свои политические взгляды, зналио «чаяниях народа» и поэтому «неугодны власти».
            Но, следует сказать, что для ПП отношения с властью строятся исключительно на локальном уровне. Власть более высокого уровня ПП рассматривает как справедливую: «Это очень много проясняет: значит, суд заказан не из Кремля. Иначе бы медаль не дали»13.
            ПП сознательно конструирует образ интеллигента-провинциала, который вписывается в общий концепт социальной группы интеллигенция. Отождествляя себя с представителями группы, ПП транслирует компоненты, которые являются ключевыми в процессе идентификации. Можно сказать, что писатель стремится создать образ фундаментального проекта, то есть основываясь на аттракторах «Я» и «Познание». Но так ли это? Об этом мы сможем узнать, проанализировав стратегию презентации.
            Стратегия презентации формируется с помощью ориентиров: что человеку дано – что не дано. Любопытно, что заявляя о своем слабом здоровье с детства, ПП раскрывает свою жизненную стратегию, выбирая в качестве ориентира только профессиональную деятельность. Все жизненные события, личные удачи/неудачи рассматриваются относительно подготовки к профессии или исполнения профессионального долга. ПП называет четыре этапа своего жизненного пути: это школа, университет, выбор профессии, профессиональный успех. Это вторая тема в интервью ПП, где проявляется позиция «Другого». Конечно, здесь «другой» не представлен в образе «врага», как в случае взаимодействия с местной властью.
            Рассмотрим первый этап: школа. Можно выделить хорошие способности: «Конечно, схватывала я все быстро и успевала или списать, или быстро сделать»14. В противовес этому можно говорить о неудачах: «Не могла я выдержать этот бесконечный прессинг»15. Писательница оценивает период своего детства: «У нас была очень хорошая школа, очень хорошие учителя, мы же дети оттепели». «Атмосфера была оттепельная, волшебная»16. «Другой» на этом этапе представлен в облике учителя, но можно сказать о том, что он построен по аналогии с исторической эпохой и общим настроением: «Молодая была, приехала по распределению. Я от школы получила такое количество тепла, любви. Но в больницу то надо было лечь».
            В университете основные ценности представляли знания и так же оценочные мнения. «У нас были тоже очень хорошие преподаватели»17. Был определен сектор свободного времени: «Но все-таки я могу распланировать время. Ни огорода, ни сенокоса, ни поросенка»18.
            После университетских лет у писательницы сформировалось три пути дальнейшей жизни: работа на кафедре, деятельность искусствоведа, писательская деятельность. Изначально, она остается на кафедре, с некоторой категоричностью воспринимает реплику о том, что она будет писателем: «После, когда Сахарный распределял меня к себе на кафедру, то бишь в лабораторию при кафедре, ректор хмыкнул: да-да, помню ваше увлечение историей народного быта. И подписал документы.»19.
            Второй возможный путь – искусствоведческая деятельность. В «Живом Журнале» ПП говорит о том, что так и не сложилось заняться этой деятельностью: «Все равно ведь вы станете писательницей. Я прямо онемела. Ни слова в ответ. А в душе кипело все – такой протест! Не ходить на кафедру? Как же это так! Мне, из поселочка, предложили такую престижную работу, а я что – кочевряжиться буду? Сахарный лишь на плакаты рукой указал: мол, выбирайте, с кем вы – с лингвистикой или с литературой. С глокой куздрой или?.. Я потом отвел его в сторону и прошептал: Леонид Владимирович! Вы же знаете - я, конечно, доверяю ее педагогическому чутью, но…ее заносит иногда. Я весь уже на кафедре»20.
            Таким образом, презентация ПП основана на стратегии многочисленных исканий, терзаний, выбора. И все это, что важно отметить, на фоне борьбы, преодоления себя (речь идет о слабом здоровье). Обозначенный момент очень четко показывает, что такое жизненный проект. Наличие слабого здоровья можно скрывать, можно игнорировать, а можно использовать как элемент, подчеркивающий личный образ.
            В итоге произошел момент выбора цели – творческий труд. Но и ранние стихи, рассказы, ведение дневников, чтение книг непременно способствовали становлению писательницы. Можно даже предположить, что такой путь прихода в профессию был выбран сознательно, исходя из накопленного социального опыта. Важно так же пояснить, что ПП чувствует себя «на своем месте», поскольку для творческой профессии есть все необходимое: тонко чувствующая, восприимчивая к социально-политическим колебаниям, натура. Чувствительность передается через маркер «болезненность».
            Если говорить о профессиональном успехе, то можно говорить о ситуации присвоения премии Букера. «Мы получили Букера и с ним 1000 долларов»21. Акцентируя внимание только на этой премии, ПП не упоминает о других званиях, то есть можно говорить о том, что это был пик карьеры и признания. Отсутствие других премий ПП связывает с происками местных властей: «В Перми меня не ценят. И судят, и что угодно делают со мной»22. С этим связано желание выехать за пределы Перми. «Я бы все равно уехала. Меня только самолет спас». Речь идет о том, что впечатления и переживания от авиакатастрофы осенью 2008 года в Перми повлияли на принятие однозначного решения остаться в Перми.
            Раскрытые сюжеты позволяет сделать вывод о том, что ПП не управляет взаимоотношениями с людьми, не пытается повлиять на ситуации, а опирается на мифологические представления о роли русской интеллигенции. Однако, в современном городском пространстве чтобы быть успешным необходимо быть мобильным. Мобильность возможна при рациональном отношении к жизни, функциональном отношении к социальным контактам.
            Оценивая жизненный проект ПП можно сделать следующий вывод. Изначально ПП работает над созданием фундаментального проекта, что вполне органично ситуации, в которой она находится: советская моностилистичная культура создает условия для этого проекта. Другое дело, что сам человек неправомочен этот проект создать. Фундаментальный проект создается, как правило, интерпретатором творчества. Фигура интерпретатора необходима, чтобы обозначить дистанцию между объектом (например, ПП) и «почитателями его таланта», по сути – «Другими». Выполняя свою работу, интерпретатор превращает объект в некоторого проводника прогрессивных идей или предсказателя социальных катаклизмов и т.д. (в зависимости от раскрывшихся талантов объекта). Другими словами, он создает Медиума – посредника и толкователя дискурса. Гением не рождаются, гения создает интерпретатор творчества. И примеров тому множество: каждая яркая творческая фигура прошлого имеет своего «создателя», или интерпретатора.
            Со слов интерпретатора мы, как правило, узнаем, что Медиум (т.е. фигура, которую он представляет обществу) не думает о том, чтобы остаться в памяти народа, а полностью отдается творчеству, наперекор судьбе, или наоборот, по стечению обстоятельств. В этих интерпретациях «настоящего» достаточно мало. Все подчинено какой-то одной идее, которую необходимо проиллюстрировать в сложившейся культурной ситуации через фигуру Медиума.
            Итак, фундаментальный проект и ориентация на профессиональный успех несовместимы. Тем не менее, стратегия презентации ПП показывает нам стремление к профессиональной самореализации и ревностное отношение к этому процессу. Ориентация на профессиональную самореализацию в индустриальной культуре функциональна: связана с построением взаимодействия с коллегами, прохождения необходимых профессиональных процедур (даже если они неприятны). ПП выстраивает отношения с поклонниками творчества, поскольку здесь контакт может быть исключительно субъективным и эмоциональным. Но выстроить рабочие отношения с коллегами, заявляя о своей бедности, беззащитности невозможно. Заявляя о бедности и болезненности своей профессиональной среде можно рассчитывать на сочувствие, но не на то, что коллеги будут видеть в ПП своего конкурента, т.е. специалиста.
            Полученные материалы позволяют говорить, что ПП отреагировала на изменение социальной ситуации: признала необходимость добиваться и желать коммерческого успеха в рыночных отношениях. Однако, сменив жизненный проект с фундаментального на конфликтный, ПП не изменила приемы и методы презентации. От конфликтного проекта мы видим только ориентацию на успех и самостоятельное производство своего образа.
            Интерпретация жизненного пути индивида с использованием проективного инструментария позволяет выявить недостатки в построении презентации, скорректировать позицию индивида, чтобы создать законченный образ, востребованный в медийной среде. Ведь именно через медиа человек способен заявить о себе в современной городской культуре.


Примечания:
1.Смоляк О.А. Европейский дискурс другого: культурологические модели ориентирования человека в современном мире: автореф. дис. канд. Культурологии/ О.А.Смоляк.-Пермь,2004.-С.15-16
2.Официальный сайт Союза писателей России. [Электронный ресурс ]. Точка доступа: http:// www.rpc.ru(от 10.02.2009)
3.Материал изложен по результатам включенного наблюдения
4.Неавторизованное интервью № 1от 18.12.2008
5.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
6.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
7.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
8.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
9.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
10.Неавторизованное интервью № 3 от 15.01.2009
11.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
12.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
13.Неавторизованное интервью № 4 от 24.01.2009
14.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
15.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
16.Неавторизованное интервью № 2 от 26.12.2008
17.Неавторизованное интервью № 3 от 15.01.2009
18.Неавторизованное интервью № 3 от 15.01.2009
19.Неавторизованное интервью № 3 от 15.01.2009
20.Неавторизованное интервью № 3 от 15.01.2009
21.Неавторизованное интервью № 3 от 15.01.2009
22.Неавторизованное интервью № 4 от 24.01.2009






Окулова Ольга
студентка Пермского государственного института искусств и культуры