Устюгова В.В.


Губернская Пермь, будни и праздники, первые гастроли синематографа*

            В центре нашего внимания будет 1896 год.
            Губернская Пермь конца ХIХ века жила единым временем со всей Россией. Железнодорожное строительство, связующее Центральную Россию со всей Сибирью, обсуждение коронационных торжеств, подготовка и проведение Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде, представляющей страну накануне наступления нового столетия, – этими событиями жила Пермь, как и вся Россия, эти события она обсуждала на страницах своих газет, в них она принимала непосредственное участие. Но были у Перми и свои заботы, и своя жизнь провинциального города.
            Численность Перми, по сведениям «Пермских губернских ведомостей», в 1896 году составляла 47 634 человек1. Город строился, хотя многое в нем продолжало напоминать сельскую местность. По сведениям того же источника, число домашних животных определялось цифрой 2 945 голов, из них – 1 401 лошадь, 1 230 голов рогатого скота, 83 свиньи и 231 коза2.
            В Перми бурно росла сфера услуг. Горожане продолжали пользоваться пермскими рынками, где, напр., муку ржаную в январе того же года можно было приобрести пуд за 35 коп, а пшеничная на Черном рынке доходила, по сведениям торговой хроники, до 70 коп. Фунт мяса колебался от 4 до 6 коп. за фунт, овес 60 возов на Сенном рынке стоил от 30 до 33 коп, дрова 200 возов шли в эти зимние месяцы по 3 рубля. Между тем повседневные товары, а также новинки гастрономии и мод, можно было приобрести во всевозможных магазинах. Особой популярностью у жителей провинциального города пользовались чаи. Чайные времяпрепровождения являлись для нашего соотечественника неотъемлемой частью жизни. Всевозможные чаи, цейлонские, байховые и пр., предлагались магазинами П.С. Досманова, А.Е. Полевой, Д.С. Степанова, И.И. Марьина, чайным магазином бр. Ибатуллиных. Пользовались спросом кондитерские. Напр., у Г.В. Гагарина торговали чаем и сахаром (чай фирмы «М.И. Грибушин и наследники»), или кондитерское заведение Я.Х. Петросова открылось на углу Сибирской и Пермской улиц.
            Мебель можно было заказать в мебельной мастерской А.Я. Кучина по Екатерининской улице или магазине В.И. Яблокова на углу Набережной и Осинской. Необходимая обувь приобреталась в магазинах А.И. Осипова, И.П. Корсунского, заказывалась в мастерской мужской, дамской и детской обуви Н.С. Черемисинова по Монастырской улице, резиновые калоши предлагались универсальным магазином П.С. Досманова. Он также торговал суконными, шелковыми, бумажными тканями, английским сукном. Аналогичные товары можно было приобрести у П.Г. Гаврилова, меховые изделия – у А.А. Боброва.
            Специализированные магазины получают все большее распространение: на страницах печати рекламировались варшавская фабрика шляп П.Б. Кулешевского на Сибирской, специальное перчаточное заведение П. Андреевского, магазин часов А.В. Анцелевича на углу Оханской и Торговой, оптический магазин Р. Липшица, оптик Х. Альтшулер по Сибирской. Разнообразные товары поступали в Пермь со всей России, да и со всего мира – рояли фабрики Штюрцваге, тюменские ковры, уфимский мед, провансальское масло, мессинские лимоны, апельсины и мандарины.
            Судя по печатной рекламе, самым ходовым товаром становилась всевозможная парфюмерия и средства личной гигиены – тимоловый зубной эликсир и зубной порошок С.-Петербургской Химической лаборатории, ее же духи и мыло «Сафо», «Каприз Невы», глицериновые сливки, духи «Персидская сирень» и «Люби меня» товарищества Брокар и К. Но самым настоящим товарным брендом являлась марка № 4711. Под этим знаком шла продукция знаменитой Кёльнской парфюмерной фабрики, мыло, одеколоны, крема и пр. Таким же брендом в те годы становилась детская молочная мука «Нестле» и карамель от кашля «Кетти Босс».
            Музыкальный магазин М.С. Симонович по Сибирской торговал музыкальными инструментами. Музыкальные инструменты приобретались самые разнообразные – самоиграющие, а именно полифонны, симфонионы, часы с музыкой, швейцарские музыкальные ящики, и механические, как то малый аристон, орган, герофон, пиано-мелодико и т.д. В различных городах губернии были свои музыкальные кружки, любительские хоры, которые организовывали концерты и музыкальные вечера.
            Но самой большим развлечением горожан конца века являлся театр. «Во всех слоях общества, – писал хроникер в «Воскресных беседах», – единственная и всепоглощающая тема – театра»3. Кто любил оперу, кто – балет, и различные антрепризы ставили эти спектакли в Городском театре. Драматические постановки осуществляли в основном любительские театральные кружки. Эти постановки проходили на сцене театра и в залах общественных собраний, причем не только Перми, но и Кунгура, Ильинского и т.д.
            Страстью образованного общества по-прежнему оставалась литература. Если мы обратимся к печатной рекламе конца века, то убедимся, что большую ее часть составляет реклама различных журналов и газет. Это была пресса для людей всевозможных профессий и разнообразных увлечений. Журналы «Архив ветеринарных наук», «Псовая и ружейная охота», «Пожарный», «Акушерка» выписывались пермской публикой наряду с «Вестником трезвости», иллюстрированным детским журналом «Малютка» и «роскошным журналом новейших мод «Венский шик», издаваемым в Вене». «Северный вестник» печатал Боборыкина и Стасова наряду с Мережковским и Сологубом. Журнал «Вокруг света» предлагал сочинения Майн Рида, а художественно-литературный журнал «Всемирная иллюстрация» – избранные новеллы Боккаччо. Семейную библиотеку дополняли издания «Природа и люди», «Вестник Иностранной литературы», «Живописное обозрение», сатирические «Развлечение» и «Шут».
            О грандиозном развитии прессы фельетонист свидетельствовал, что древние тратили силы на развитие искусств, а новый мир – на развитие науки и еще литературу; заодно фельетон рекомендовал знаменитостей – Л. Толстого, Дж. Рескина, Г. Ибсена, который «властвует над умами в Европе»4.
            Конечно, городской обыватель делился на различные «классы» – богатых, средних и бедных. Уделом одних были клубы и карты, других – питейные заведения. И даже читали разные «классы» разную литературу. Одни – К. Маркса5, другие лубочную литературу или уголовные романы. О пагубных последствиях распространения уголовных романов хроникер отмечал, что они начинают приносить результаты в виде преступлений не совместимых с русским духом6.
            Так или иначе сетования на «монотонность, пустоту, мелочность» провинциальной жизни, на то, что только летом провинция оживает, а зимой – «скука, апатия, хандра!», звучали несколько безапелляционно. Каждый находил себе развлечения по вкусу. Зимой развлекательные мероприятия включали детские елки, благотворительные вечера, маскарады в Благородном и Общественном собраниях, разнообразных обществах и учебных заведениях. Безусловно, иногда «финалы святочных увеселений» попадали в раздел «судебной хроники», туда же попадали и любители быстрого катания на санях по Сибирской7.
            Бурно проходила Масленая неделя и Пасха. Хроника сообщала: «Масленая в городе прошла оживленно; катания по Сибирской, вокруг проспекта, за городом, на коньках и т.д. Театр на всех спектаклях был переполнен публикой. На проспекте все три дня играл оркестр, пел хор песенников и стояли такие густые толпы народа, что движение совершалось с трудом. Разъезд происходил в круговую. Пермь отдала масленой должную дань»8.
            Однако жизнь действительно оживала летом – в городе проходили гастроли цирковых трупп и раскидывались балаганы, приезжали столичные актеры, да и просто возвращались домой учащиеся, а состоятельные горожане проводили время на дачах (росли дачные поселки Нижней и Верхней Курьи). Кто-то отправлялся путешествовать. В местной прессе много печаталось путевых очерков – «Сибирские картинки», «Из поездки на Урал», «Достопримечательности Парижа». А некоторые ребятишки, начитавшись сочинений про путешествия и Америку, отправлялись в эту далекую страну. Вот и сообщение, что в Мотовилихе сбежали четверо учеников 2 класса, которым особенно полюбились странствия героев Майн Рида об Америке9.
            По настоящему новыми развлечениями городской публики становились фотография и велосипед. Ареной подвигов «стальных коней» служила обыкновенно бульварная аллея; были, конечно, и «жертвы велосипедного угара». Или вот комментарии на заметку «Харьковских губернских ведомостей» об изобретении особого гоночного костюма для езды на велосипеде, состоящего из легкой без рукавов фуфайки, шаровар из легкой материи, легких башмаков. По замечанию корреспондента, до этого почти адамова костюма пермские спортсмены-велосипедисты пока не дошли10. Зато любители велосипедного спорта возбудили ходатайство о разрешении открыть в Перми кружок велосипедистов (открыт он был в следующем 1897 году, 30 июля11).
            Между тем в Перми к тому времени уже существовало множество кружков и обществ – Отделение Императорского православного Палестинского общества, Пермское управление Российского общества красного креста, Пермское общество любителей охоты. Очень активную деятельность вели комитеты попечительства о народной трезвости, организованные в каждом уезде Пермской губернии. Одни возбуждали ходатайства о строительстве барака-лечебницы, другие много делали для народного образования, создавая передвижные библиотеки, организовывая воскресные школы для мужчин и женщин, третьи открывали чайные, создавали любительские хоры и даже народные театры. Все чаще комитеты попечительства о народной трезвости проводили чтения с показом «световых картин». Такие же чтения проводили земства и другие общества. В Перми существовала пермская комиссия Уральского общества любителей естествознания, музей которого был открыт для посетителей бесплатно и располагался на углу Покровской и Обвинской улиц.
            Пермь была в курсе всех последних научных новинок и открытий. Напр., очень активно на страницах местной печати в 1896 году обсуждалось открытие Рентгена и возможности использования рентгеновских лучей в медицине.
            Такой же научной новинкой стал кинематограф. Имена Томаса Эдисона, братьев Люмьер и других изобретателей киноаппаратов были в том самом интересующем нас году уже известны жителю Перми. Раздел «Наука и искусство» губернских ведомостей нередко посвящал свои заметки открытиям Т. Эдисона, а с его изобретениями горожане были знакомы непосредственно. Напр., освещая открытие Ирбитской ярмарки в 1896 году, местная пресса пишет о прибытии туда целых трех говорящих машин – фонографов Эдисона. «Кажется, такое количество фонографов несколько много для ярмарки»12, – замечает репортер, совсем не обескураженный новинкой. В Перми фонографы уже демонстрировались.
            17 февраля в «Пермских губернских ведомостях» публикуется обширный фельетон под названием «Кинотоскоп Эдиссона – Кинематограф братьев Люмьер – Электрическая циклорама Чэса». Автор статьи анализирует различные возможности «получения длинного ряда последовательных изображений движущегося предмета», «фотографирования движения» и убеждает читателей, что «в деле точного механического воспроизведения живых сцен» кинетоскопические картины достигают полной иллюзии, но через окуляр эдисоновского аппарата изображения получаются слишком мелкие и тусклые. «По сравнению с ним недавно изобретенный и устроенный братьями Люмьер (в Лионе) аппарат, предназначающийся для той же цели (воспроизведение движущихся образов), представляет уже очень большой шаг»13. Механизм с использованием пленки, электричества, оптики и экрана позволяет видеть изображение всем зрители, сидящим в зале. Сеанс на Бульваре Капуцинок продемонстрировал полную иллюзию «живых» картин.
            Фельетонист губернских ведомостей рассказывает своим читателям, что эти сцены с натуры представляют работу кузницы, тушение пожара, показывают одну из площадей Лиона с пешеходами, лавками, велосипедистами, кормление родителями маленькой девочки на открытом воздухе. Внимание автора статьи привлекло и новое, с его точки зрения еще более чудесное и поразительное техническое изобретение механика Чэса из Чикаго, представляющее собой циклораму, «оживленную» панораму, когда перед глазами зрителя разворачиваются вокруг пейзажи, луга, деревья, дороги, селения, городские площади, плывут облака, бродит пасущийся скот, проходит пешеходное и экипажное движение. Эти публичные опыты, заключает фельетонист, вызвали большую сенсацию среди избранной публики, приглашенной на них.
            Однако вскоре такой избранной публикой становятся и зрители Перми. Случилось это в октябрьские дни 1896 года. Когда обыватель раздумывал «о средствах убить длинные, скучные осенние вечера»14 и выбор его традиционно распределялся между театром, клубом и трактиром, в только что отстроенном доме В.А. Ковальского по Сибирской улице, в обстановке, по всей видимости, частной гостиной прошли первые в Перми сеансы кинематографа.
            Жители различных европейских столиц, а также Нью-Йорка увидели синематограф Люмьеров в течение первой половины 1896 года (Т. Эдисон запатентовал свой кинетоскоп еще в 1893 году15). В Санкт-Петербурге первый киносеанс синематографа братьев Люмьер состоялся 4 мая при открытии летнего сезона сада «Аквариум» в антракте между действиями одной оперетки. На следующий день «Петербургская газета» писала о громадном успехе «живой фотографии», «как будто на сцене суетятся, спешат, катаются на велосипеде, купаются действительно живые люди»16. Через два дня на Невском проспекте был открыт первый кинотеатр агентами Люмьеров. Почти одновременно в Петербурге в театре Зоологического сада состоялся показ другого киноаппарата – аниматографа английского изобретателя Роберта Поула17.
            В майские же дни в Москве демонстрировались кинетофоны Т.А. Эдисона, затем они были представлены на выставке в Нижнем Новгороде. Сеансы синематографа Люмьеров состоялись в Москве в театрах летних садов «Аквариум», «Эрмитаж», «Гейтен»18. Летом он также демонстрировался на Всероссийской выставке в Нижем Новгороде в кафе-шантане Шарля Омона.
            Во второй половине 1896 года «живая фотография» была показана в других городах России. Ее премьеры проходили в городских театрах, общественных собраниях или частных домах. Привозили новинку для показа различные демонстраторы. По городам Урала и Сибири кинематограф впервые провез С.О. Маржецкий, обратив, по замечанию сибирского историка кино В. Ватолина, единым махом в поклонников кино всю огромную и далекую территорию азиатской России19.
            Сразу «два изобретения короля электричества Томаса Эдисона», а именно «микрофон и кинематограф», демонстрировались г. Маржецким в Перми по улице Сибирской в доме В.А. Ковальского, на «втором этаже, вход парадный», ежедневно от 4 до 11 вечера в течение всего октября месяца. «Сеанс каждый час, – сообщали «Пермские новости». – За вход 50 коп, дети 30 коп, нижние чины 20 коп»20.
            Что же увидели зрители первых киносеансов? По свидетельству В. Ватолина, изучавшего гастроли передвижного кинематографа С.О. Маржецкого, это был «сплошной Люмьер» (а сам аппарат представлял собой аниматограф Поула; Эдисону же он приписывался в силу известности его имени). Между тем в дополнение к люмьеровским лентам были показаны в Перми сцены уже снятые в России.
            «Пермские губернские ведомости» в своих заметках разделяют со столичными изданиями восторг по поводу феномена кинематографа, но поскольку новинка перестала быть сенсацией, пытаются анализировать изобретение. Читаем: «…через кинематограф перед зрителем на полотне проходит ряд живых сцен, напр., пожар и спасение, катание велосипедистов, карточный скандал, уличная жизнь в Москве и проч. Перед нами, положим, последняя из названных сцен. Сцена представляет Никольскую улицу в Москве как раз против парфюмерного магазина знаменитого Брокара. По улице видите движение людей разных профессий: прислуги, гимназистов, чиновников – пешком и в экипажах. Скучился народ, кучер останавливает лошадь»21. И пр., и пр.
            А вот реклама: «Сегодня 2 сеанса кинематографа и микро-фона. Будет поставлена новая картина торжественного шествия на Священное Коронование Их Императорских Величеств Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны»22.
            В России первая съемка по предложению Камилла Серфа была сделана в мае 1896 году во время коронации императора Николая II операторами фирмы «Братья Люмьер» Шарлем Муассоном и Франсисом Дублие23. Хроникальные сюжеты в России снимали другие операторы, работавшие от различных французских и английских фирм. Отечественные фотолюбители также стали производить съемку сюжетов из жизни Москвы и других городов уже с 1896 года. В частности ею занимались фотографы В.А. Сашин-Федоров и А.К. Федецкий. Видимо эти сюжеты попали на первые кинопоказы в Перми.
            Появление кинематографа широко освещалось в пермской прессе, однако киносеансы привлекли тогда лишь избранную публику, интересовавшуюся техническими новинками. «Между тем, – отмечала печать, – эти шедевры между прочими изобретениями гениального американца представляют очень много интересного не только с научной, но и с эстетико-воспитательной стороны... Кинематограф поистине составляет чудо нашего века...»24.
            Как ни парадоксально, но воспитательную сторону кинематографа уже использовали различные просветительские общества. В Перми в эти осенние дни были особенно популярны демонстрации упомянутых выше «туманных картин» посредством «волшебного фонаря». «Волшебный фонарь» представлял собой аппарат для проекции нанесенных на пластины из стекла изображений, впоследствии фотоизображений. Специальные паровые машины, выпускавшие клубы пара, создавали эффект парения проекции. Аппаратура совершенствовалась, возникла подвижная конструкция проектора и к рассматриваемому моменту известны случаи демонстрации «движущихся оптических картин»25. Народные чтения с «туманными» или «световыми картинами», организованные воскресными школами, обществами трезвости, но особенно Богородицким попечительством в здании женской церковно-приходской школы в Перми, собирали залы, о которых не будут мечтать даже дореволюционные кинотеатры. Исторические, религиозные и просто бытовые сюжеты «световых картин» собирали залы по 400-500 человек. Многие смотрели их стоя, зато вход был бесплатный. Аскольд и Дир и первые христиане, приключения Робинзона Крузо и улицы Венеции и Берлина, изгнание прародителей из рая и биография Ломоносова, былина о Садко и житие Стефания Пермского, извержение Везувия и жизнь пчел и муравьев – это ли не темы «видовых» картин совсем недалекого будущего?
            А между тем «световые картины» на все эти сюжеты показывались Богородицким попечительством осенью 1896 года. Только в отличие от сеансов кинематографа они были не только привычным зрелищем, но и зрелищем доступным для средних кругов населения и особенно учащихся школ. «Ну, что за прелесть – эти картины? Какой фурор они произвели среди слушателей аудитории?» – писала пресса26. «На детских личиках выражались радость и восторг, в особенности, когда на картинах изображались плывущие корабли, гондолы, движущиеся поезда железной дороги и разные быстроизменяющиеся фигуры. Многие дети даже хохотали от восторга»27.
            Как разумное и полезное развлечение демонстрация «световых» и далее кинематографических картин оказалась кстати. Появление кинематографа было назревшим событием в городской жизни и культуре конца века. Он заполнил необходимую нишу в системе развлечений горожан. Однако кинематограф стал не только универсальным зрелищем для всех слоев населения, он аккумулировал достижения современного научно-технического прогресса, отразил и показал на своем экране динамику стремительно меняющейся и разнообразной жизни, сделав каждого жителя больших, а впоследствии и небольших городов и поселений, причастным к этим новым ритмам наступающего ХХ века.



Примечания:
*Сокращенная версия статьи.
1.Перм. губ. вед. 1896. 17 февр. № 37; в 1897 году по результатам Всероссийской переписи населения в Перми проживало – 45 403 человек.
2.Там же.
3.Воскресные беседы // Перм. губ. вед. 1896. 8 дек. № 261.
4.Перм. губ. вед. 1896. 1 нояб. № 233.
5.Напр., об издании сочинений К. Маркса сообщается в новостях «Пермских губернских ведомостей» за 12 января.
6.Перм. губ. вед. 1896. 28 янв. № 22.
7.Там же. 14 февр. № 34.
8.Там же. 6 февр. № 27.
9.Там же. 24 нояб. № 251.
10.Там же. 5 отк. № 212.
11.Трапезников В.Н. Летопись города Перми. Пермь, 1998. С. 105.
12.Перм. губ. вед. 1896. 31 янв. № 24.
13.Там же. 17 февр. № 37.
14.Там же. 20 окт. № 225.
15.Т. Эдисон запатентовал кинетоскоп, «аппарат для показа фотографий движущихся объектов», в марте 1893 года; первый салон кинетоскопов был открыт в Нью-Йорке в марте 1894 года; однако только в 1896 году Т. Эдисон превратил свой кинетоскоп в проектор.
16.Петербургская жизнь. 1896. 5 мая. № 122.
17.См.: Соколов И.В. История изобретения кинематографа. М., 1960. С. 155-156.
18.См.: 1896 год в кино // http://www.rudata.ru/wiki/1896_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%B2_%D0% BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE
19.Ватолин В. Синема в Сибири. Очерки истории раннего сибирского кино (1896-1917) // http://marecki.ru/text/interesting_text_9htm
20.Пермские новости. 1896. 5 октября.
21.Перм. губ. вед. 1896. 15 окт. № 220.
22.Там же. 13 окт. № 219
23.См.: Россия в кинокадре. 1896-1916. / Ред. В.н. Баталин. М., 2007. С. 7.
24.Пермские новости. 1896. 15 октября.
25.Напр., о демонстрации «движущихся оптических картин» в Киеве см.: 1896 год в кино // Там же.
26.Перм. губ. вед. 1896. 19 нояб. № 247.
27.Там же. 17 нояб. № 246.