Широбоков С.А.
Использование нового понимания взаимодействия личности и государства
Политическое взаимодействие между личностью и государством в Российской Федерации
ориентировано на формирование гражданского общества в соответствии с
конституционными принципами. Использование партнерских отношений требует от
государства, его органов и должностных лиц нового понимания значения и
назначения высшей политической органи-зации - государства. Особое внимание
привлекает к себе механизм правового взаимодействия.
Взаимоотношения государства и личности - важнейшая проблема конституционных
отношений, которая носит многоаспектный характер. Исследуя проблемы, связанные
с реализацией права на организационно-правовые формы деятельности личности,
обращаем внимание на тот факт, что данная категория деятельности традиционно
характеризуется либо исключительно с точки зрения интересов государства, его
органов, либо с субъективной точки зрения конкретного исследователя.
Необходимость же рассмотрения механизма реализации права граждан на
общественно-организованную деятельность носит объективный характер, так
как от его эффективности зависит результат деятельности и индивида, и
государства в целом.
В современной юридической литературе реализация конституционного права на
деятельность в организационных формах реализации своих прав связывается с
тремя составляющими - понятием реализации, механизмом реализации, гарантиями
реализации.
Механизм реализации взаимодействия личности и государства в максимальной степени
зависит от административной деятельности госу-дарства. Но при этом, не стоит
недооценивать в этом механизме место и роль самого индивида. Так, Н.И. Матузов
утверждает, что "…выработаны дефиниции, суть которых заключалась в
предоставлении личности определенной правовой возможности…, предполагающей для
субъекта, прежде всего, возможность совершения собственных положительных
действий, возможность пользоваться определенными социальными благами и ценностями,
возможность требовать от других лиц выполнения ими своих обязанностей
перед управомоченным лицом, возможность защитить свое право с помощью
предусмотренного законом механизма"1. При всем при этом, определенное число прав
личности не может быть осуществлено личностью без издания компетентными
органами соответствующих актов применения. При подобном положении дел речь
не столько о способности, сколько о возможности человека действовать.
Одних способностей для свободы и отстаивания своих прав недостаточно,
необходимы и соответствующие условия. Поэтому более широкая категория
возможностей в данном случае принципиально точнее: она содержит указание
на то, что необходимо учитывать не только субъективные свойства личности,
но и объективные обстоятельства, в которых ей приходится действовать.
Личность в любом правовом пространстве быстро адаптируется и добивается своих
прав и свобод, создавая новые общественные отношения, которые требуют
правового регулирования, зачастую игнорируя интересы самого государства.
Именно тогда в действие вступает механизм ограничения прав и свобод личности,
который обеспечивается нормативной базой, принципами законности, целесообразности,
необходимости, механизмом реализации нормы права и так далее. Сложившаяся
многолетняя система в решении данного вопроса позволяет утверждать, что
обеспечение и защита механизма ограничения прав и свобод человека больших
затруднений ни политического, ни социального, ни экономического характера у
государства не вызывают. Более того, явная приоритетность общественного над
личностным и решение любой ситуации в интересах государства - является характерной
чертой российской действительности. Вместе с тем, следует отметить, что
такое сложное надстроечное явление, как юридическое пространство, должно
представлять собой не только противопоставление, но и гармонию, где и
данный механизм постоянно совершенствуется, обновляется в интересах
личности.
Исходя из логики Конституции Российской Федерации и законодательства Российской
Федерации, а также предшествующей нормативно-правовой базы, мы предлагаем
рассматривать механизм реализации прав граждан с точки зрения единой системы:
механизма индивидуального права, механизма реализации коллективного права,
механизма реализации позитивного права и механизма реализации права органами
местного самоуправления; не забывая о принципиальной позиции противопоставления
субъектов правоотношений: индивид и коллективная форма индивидов, с одной
стороны, государственные органы и органы местного самоуправления - с
другой.
Для более точного понимания механизма реализации конституционных прав рассмотрим
его составляющие элементы. Первый из них - индивидуальный механизм реализации
права. Под ним автор понимает мотивацию, деяние (действие-бездействие),
удовлетворение результатом, последствий связанных с конкретным индивидом, т.е.
существует индивидуальный механизм реализации каждого конкретного вида прав,
который остро нуждается в четком выявлении стадий и способов реализации
конкретного вида субъективного права. Можно связывать механизм реализации
интереса с процессом и процедурой2, выделять связь механизма реализации прав
и свобод с применением правовых норм3, указывать на наличие определенных
принципов регулирования механизма реализации4 и т.д. Наиболее точно, на наш
взгляд, определяет подходы к анализу механизма реализации индивидуального права В.Б.
Исаков, который под индивидуальным регулированием понимает, что индивидуальное
регули-рование осуществляется на основе норм и принципов права, но
неизбежно допускает известную долю свободного усмотрения5.
Индивидуальный механизм реализации конституционного права можно обозначить и
как личностный механизм реализации права, т.к. под индивидуальным
регулированием в некоторых случаях понимается регулирование какого-либо конкретного
отношения или нормативно-правового акта в отношении отдельного индивида через
деятельность государства или органов местного самоуправления. В этом случае
индивид из субъекта механизма реализации права на взаимодействие превращается в
объект данного механизма. Позволим себе выделить ряд элементов, составляющих
личностный механизм реализации конституционного права: возникновение мотивации
реализации права; целеположение действия; выбор адресата обращения; выполнение
требований конституционного права; акт реализации права как акт личностного
действия; несение ответственности за содержание и последствия реализации права;
возможность воспользоваться (или "не") конечным результатом достигнутого
интереса. Последовательность элементов механизма личностного действия может
видоизменяться в зависимости от того, насколько интерес индивида удовлетворен:
полностью, частично и т.д. Сам механизм реализации позволяет рассмотреть
реализацию как процесс, имеющий конкретные формы, способы, средства и стадии
осуществления.
Процесс формирование гражданского общества в Российской Федерации напрямую
связан с деятельность индивида. Если имеющиеся конституционные права требуют
своей конкретизации в других законах, подчинунных Конституции, да ещу и их
реализация напрямую зависит от правового механизма, который сформулирован в
законе, то становится непонятным сам смысл конституционного выражения этих
прав. Однако при таком подходе говорить о формировании гражданского общества
и наличии правового государства придутся ещу очень долго говорить и в большей
степени посредством критики государственной административной деятельности.
Примечания:
1.Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Саратовск.ун-та, 1987, с.77.
2.См.: Ремнев В.И. Право жалобы в СССР. М.: Юрид.лит., 1964; Мальков В.В. Советское законодательство о жалобах и заявлениях. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1967; Загребельный А.С. Гражданин обратился в исполком. М.: Юрид.лит., 1989.
3.См.: Витрук Н.В. Акты применения права в механизме реализации прав и свобод личности//Правоведение, 1983, № 2; Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юрид.лит., 1966.
4.См.: Алистратов Ю.Н. Право петиций в Российской Федерации. М.: Манускрипт, 1997.
5.Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права. Учебник. М.: Юрид.лит., 1987,с.262.
Широбоков Сергей Анатольевич
к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин
Пермского филиала Нижегородской академии МВД России
Электронный адрес: shirobokov-sa@perm.ru