Коневских Л.А.


Дух и смысл культуры как концепт безопасности

             В современном мире стремительно возрастает актуализация духовной проблематики. Процесс этот начался еще в прошлом веке. Уже ушедший, он одновременно обесценил и воспел человека, подавил и противопоставил его обществу, увел его от самого себя и, спохватившись, начал трудное его к себе же возвращение. Противоречия всегда существовали в переходные периоды, каковым и был этот век. Однако он невероятно гипертрофировал их и поменял знаки активности. Революционное вхождение новизны в жизнь сменилось далеко не сразу заметной тонкостью и деликатностью. Все яснее за первоочередным отстаиванием социальных приоритетов начала проступать потребность заново переосмыслить феноменальность мира с уже забытых духовно-ценностных оснований. Импульс дальнейшего развития слился с траекторией уже пройденного. Актуальными к концу двадцатого века одновременно оказались и наука, и религия, и миф, а вместе с тем актуализировалась и онтология духовного, его роль в прошлом, в настоящем, его значение в будущем.
             Еще ни один переходный период не был столь противоречивым, динамичным и емким - ускорившееся время к концу столетия приравняло по насыщенности и интенсивности происходящих в нем процессов год, как минимум, к десяти годам. Перемены резко ворвались в жизнь, и их "лавиновозрастание" еще в 1970 году американский футуролог и публицист Э. Тоффлер назвал "шоком будущего". "Открытие. Применение. Влияние. Мы видим здесь цепную реакцию изменения, резко возрастающую кривую ускорения социального развития человечества, - писал он. - Это ускорение теперь достигло уровня, при котором его уже нельзя при каком угодно большом воображении считать "нормальным". Институты индустриального общества больше не могут его выдерживать, и его влияние сотрясает их все. Ускорение - это одна из наиболее важных и наименее понятных из всех социальных сил"1. Добавим, что начавшиеся в ХХ веке перемены обрели тотальный характер, и западноевропейская ментальность оказалась перед фактом и необходимостью переосмысления не только своей истории, экономики, психологии и т.д., но и всей целостности - культуры, неразрывно связанной с человеком и его взаимоотношениями с миром.
             Э. Фромм в своей работе "Дзен-буддизм и психоанализ" пишет: "…в первую очередь необходимо обратить внимание на духовный кризис современного западного человека… Большинство людей, принадлежащих к западной культуре, в той или иной степени испытывают на себе влияние кризиса, сами не осознавая этого в полной мере. Тем не менее, специалисты вполне единодушны как в признании существования настоящего кризиса, так и в определении его сущности. Этот феномен определяется понятиями "нездоровье" ("malaise), "скука" ("ennui"), "болезнь века" (maladie du siиcle). Речь идет об апатии, автоматичности человека, самоотчужденности, потере связи с другими индивидами и природой"2. В другой работе - "Революция надежды" - Фромм говорит об опасности, нависшей над людьми и созданной ими же: "…в настоящее время самым опасным является то, что мы начинаем терять контроль над собой. Мы выполняем решения, которые нам предлагают в результате компьютерных вычислений. Как люди мы не имеем целей, кроме производства и потребления все больше и больше. У нас нет воли к чему-то или против чего-то. Мы стоим перед угрозой истребления ядерным оружием и внутренней смерти от пассивности, порождаемой нашим исключением из процесса принятия ответственных решений. …человек утратил связь с собой, с жизнью. Потеряв религиозную веру и связанные с нею гуманистические ценности, он сконцентрировался на технических и материальных ценностях и потерял способность к глубоким эмоциональным переживаниям, к радости и печали, которые их сопровождают"3. "…нынешний глобальный кризис - где все элементы человеческой системы оказались неуравновешенными друг с другом - является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соответствующего его новой могущественной роли в мире, осознать свои новые обязанности и ответственность в нем. Проблема в самом человеке, а не вне его, поэтому и возможное решение ее связано с ним; и отныне квинтэссенцией всего, что имеет значение для самого человека, являются именно качества и способности всех людей. Этот вывод… можно выразить следующей аксиомой: наиболее важным, от чего зависит судьба человечества, являются человеческие качества - и не качества отдельных элитарных групп, а именно "средние" качества миллиардов жителей планеты. "Человек обладает отныне столь решающей властью над событиями, что от того, как он будет ее исполнять, зависит его будущее. Однако сама человеческая жизнь обрела такую сложность, что он оказался культурно не подготовлен даже к тому, чтобы со всей полнотой и ясностью осознать свое изменившееся положение", - пишет А.Печчеи4.
             Во всех этих рассуждениях, как видим, глубоко затрагивается ценностная сфера общества. "Сложившиеся представления о добре и зле, - пишет в современной монографии Р.Л.Лившиц, - прекрасном и безобразном, истинном и ложном подвергаются критике и осмеянию. Заслуги превращены в вину, а преступления - в геройство. В обществе насаждаются культ потребления и эгоизм. Утрата привычных жизненных ориентиров порождает у людей ощущение экзистенциальной пустоты. Затронуты самые сокровенные глубины личности, и потому обращение к проблематике духовности сейчас весьма актуально"5.
             Тем самым к исследованию самими переменами жизни оказалась предъявлена новая - духовная - реальность как актуализирующаяся тенденция развития современного мира. Проявление ее, возрастание значимости оказались поддержаны современным развитием коммуникационных систем. Следствием стало создание "новой формы жизни на планете"6, выразившейся в процессах глобализации. Одновременно возросла значимость жизненного опыта личности, моделирующей, конструирующей свои связи с окружением, решающей свои жизненные задачи и проблемы и вынужденной взаимодействовать с этой реальностью. Возникла практическая потребность в смене познавательных парадигм7.
             Требования времени сегодня заключаются в том, что необходимо заново, опираясь на научную мысль, определить и выстроить единую систему взаимодействия человека, общества и природы на основании не только общего знания, как это было до сих пор, а общего духовного начала и динамики его становления. Важно осознать целостность "проблемного поля смыслов коллективного человеческого существования"8, роль антропогенного фактора в ходе состоявшейся и дальнейшей эволюции и, как следствие, заново осмыслить роль гуманизма. Важно при взаимодействии с реальностью вновь начать руководствоваться именно такого рода ценностями - универсальными, ориентированными на сферу духовного, но служащими раскрытию возможностей всестороннего развития человека. Важно проявить, описать и концептуализировать коэволюционные духовные связи во взаимодействии природы, общества и человека, их историческое становление и развитие. Важно принять в сознание новые необходимые принципы взаимодействия в условиях глобализации, когда наряду с техногенными путями преодоления глобальных кризисов более важной оказывается глубокая моральная перестройка "самого духа и смысла человеческой культуры" (Н.Н.Моисеев).
             Таким образом, происходящие в жизни перемены и познающая мысль показывают, что в конце ХХ столетия мир вступил в новый этап развития, делающий актуальной новую реальность, связанную с миром культуры и его духовной составляющей. Потребность в теоретическом осмыслении этих феноменов подтверждается и областью практики.


Примечания:
1.Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. [Текст] / Э.Тоффлер. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002. С. 45.
2.Фромм Э. Дзен-буддизм и психоанализ [Текст] / Э.Фромм // Э.Фромм. Кризис психоанализа. Дзен-буддизм и психоанализ. - М.: Айрис Пресс, 2004. С.202- 203.
3.Фромм Э. Революция надежды. Избавление от иллюзий [Текст] / Э.Фромм. - М.: Айрис Пресс, 2005. С. 24.
4.Печчеи Аурелио. Человеческие качества [Текст] / Аурелио Печчеи. - М.: Издательство "Прогресс", 1980. С. 197.
5.Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности [Текст] / Р.Л.Лившиц. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета. - 1997. С. 5.
6.Гоше Марсель. Столкновение цивилизаций [Текст] / Марсель Гоше // Вестник Европы. - 2004. - № 21.
7.Орлова Э.А. Смена познавательных парадигм в изучении общества и культуры [Текст] / Э.А.Орлова // Обсерватория культуры. - 2004. - № 1.
8.Флиер А.Я. Культурология как форма исторического знания [Текст] / А.Я.Флиер // Личность. Культура. Общество. - 2004. - Вып. 3(23).






Коневских Любовь Анатольевна
старший преподаватель кафедры культурологии
Пермского Государственного Технического Университета
Электронный адрес: vershinal@yandex.ru