Юрганова Д.В.


Советская повседневность: жизнь в дефиците

             Повседневность - пространство, в котором развертывается история, в ней, как форме протекания жизни людей, возникает надежда на новацию и в то же время обеспечивается преемственность. Метод исторической реконструкции повседневности предполагает смену угла зрения на исследование социально-исторических процессов. Изучение повседневности всегда локализовано на границе жизненных траекторий конкретных людей и развивающейся социальной структуры. Как обыденное сознание всегда принижает сакральное и возвышает профанное, так и общей чертой повседневности всегда будет "выравнивание" необычного, вначале сопоставление, а потом и сближение его с обыденным и повторяющимся. Основа повседневного существования - приобретение навыков адаптации (терпение является антиподом страха). Изучение повседневного предполагает поиски черт общего (для группы, класса, социума, культуры) в поведении индивида, изучении того, как на микроуровне происходит (через отчуждение и замещение) воздействие социума на психологию индивида. В известном смысле изучение повседневности - это изучение "габитуса" (в понимании П. Бурдье), который является "посредником" между объективными структурами и субъективными практиками, порождающим механизмом практик1.
             С 1970-х гг. по Советскому Союзу начинает широко шагать дефицит товаров массового потребления, длинные очереди, многочасовые стояния за эмалированными тазами или обувью 43 размера, все это не миф, а повседневности советского гражданина. Но мы не будем заниматься оценкой плановой экономики, цель нашей работы с помощью микроанализа и погружения в повседневную практику жизни провинциального крупного промышленного города понять и оценить насколько сложно или легко было жить простому советскому человеку в условиях тотального дефицита.
             Массовый дефицит потребительских товаров на внутреннем рынке СССР (особенно в последние два десятилетия его существования) привёл к тому, что данное слово стало употребляться в русском языке в значении "дефицитный товар" ("я достал дефицит", "стоял в очереди за дефицитом"). Походы в магазины превращались в целые мероприятия. Какими способами и что "доставали" простые жители г. Перми в период с 1975 по 1985 года мы решили выяснить с помощью анкетирования малой группы людей (15 человек, из них 5 мужчин и 10 женщин в возрасте от 40 и более 50 лет). В анкету были включены вопросы, как открытого типа, так и закрытого. Также нами применялся метод личного интервью, беседа проходила с работницей торговли, занятой в этой сфере уже более 25 лет и имеющей торговое образование. Она особенно отмечала: "Увеличение дефицита привело к повышению социального статуса работников торговли, которые, в силу своей профессии, получали привилегированный доступ к дефицитным товарам и поэтому могли приобретать их для собственного потребления или для перепродажи".
             Большая часть респондентов высказали точку зрения, что в результате распада СССР товарный дефицит носил массовый характер, и стал следствием государственных цен, административно установленных практически на все товары ниже равновесного уровня (сторонники Б.Ельцина накануне либерализации цен 1992 г. определяли, что цены занижены в среднем в три раза; в ходе реформы оказалось, что цены были занижены как минимум в десять раз).
             Во время существования СССР товарный дефицит официально трактовался, как незначительные отдельные случаи неэффективности или коррупции системы торговли или производства. Особо респонденты отмечали, что размах дефицита сильно изменялся в зависимости от населённого пункта (деревня, город, областной центр) и союзной республики. В РСФСР дефицит был наименьшим в Москве и Ленинграде, из союзных республик - в Прибалтике (Эстония, Латвия, Литва). Трое из опрашиваемых отметили, что в северных регионах страны был полный достаток и продуктов и одежды и прочих товаров "были даже товары импортного производства, они были очень высокого качества, особенно белье". Таким образом, те, кто "вербовались" на север, высылали почтой своим родственникам и друзьям многие дефицитные товары "красную рыбу, бананы, детскую одежду", то есть те которые невозможно было купить в средней полосе страны.
             Дефицит породил особый жаргон: "блат", "достать", "выбросили товар", "нарваться на товар", "запись на очередь".
             Особо дефицитными товарами в период с 1975 по 1985 г. значились: копченая колбаса (РСФСР, за исключением Москвы и Ленинграда), туалетная бумага, чай, конфеты, почти все фрукты, натуральный растворимый кофе, кассеты для аудиомагнитофонов, мебель "в основном делали ее сами".
             Очень многое зависело от сферы занятости. Существовала отдельная система снабжения для военных (Военторг, поставки дефицитных продуктов в продовольственных пайках), отдельная система снабжения для моряков торгового флота, ходивших в загранплавания, столы-заказов для работников промышленных и стратегических предприятий, для работников милиции, закрытые магазины для чиновников и других привилегированных категорий (например, иностранцы), поставки дефицитных товаров для льготных категорий населения (например, ветераны Великой Отечественной войны). В интервью работница торговли отметила, что ветераны имели право купить товар без очереди или встать в очередь несколько раз "и при этом ты не имел право не отпускать товар ветерану несколько раз".
             Особым явлением были столы-заказов, где предоставлялись наборы продуктов, в которых входило не менее трех наименований, один товар особо дефицитный, такие как колбаса, на Новый год шампанское, фрукты, конфеты, "бывало даже, и мыло давали в довесок", - вспоминает одна из респондентов. "Бывало и такое, что продукты оставались, тогда их можно было распределить между продавцами магазина, в котором был организован стол-заказов".
             Для каждого советского гражданина важным атрибутом Нового года был праздничный набор продуктов на столе, и для этого прикладывалось максимум усилий. В столах-заказов, были праздничные наборы продуктов, хорошее вино и шампанское доставали через знакомых по блату, конфеты и фрукты выкидывались на прилавки в последние дни и даже часы года. Как отвечали в анкете, чаще всего на праздничном столе присутствовали: салат оливье, селедка под шубой, копченая колбаса, конфеты, мандарины грузинские, особенно отмечался индийский чай.
             В провинциальном советском городе приобретение необходимого для жизни, будь то квартира, машина, мебель, бытовая техника, обувь, одежда либо еда, превращались в поистине титанический труд. Использовались все способы, возможные и невозможные. Детей брали с собой в магазины как еще одни руки, в которые можно было получить дополнительный товар. Бывало даже такое, как отмечалось в интервью, что детей передавали в очереди, для получения дополнительного товара. Заказывали командировочным из Москвы и Ленинграда, как продукты, так и одежду.
             Неотъемлемой частью советской плановой экономики был "блат", для простого советского человека непростительно было иметь исключительное положение в получении еды и одежды и при этом не помогать родным и друзьям. Большая часть опрошенных респондентов указывали, что жили либо "тяжело", либо "старались изо всех сил", никто из опрошенных не отметил, что жили "вполне комфортно" или "очень хорошо", все в этой ситуации были равны, помогать было "святым делом", как сказала в интервью работница торговли. "Мы не жили, а выживали", - так было написано в одной из анкет. Блат был повсюду, существовали неформальные связи взаимопомощи "я тебе - ты мне". Как рассказывает одна из ответивших на анкету женщин: "В 1981 г. я и мой будущий муж подали заявление в ЗАГС, начались приготовления к будущей свадьбе, достать было невозможно абсолютно ничего, начиная от свадебных колец и заканчивая закуской к столу. Особенно запомнился момент, когда выбирала свадебное платье, в магазине их не продавали, а если они и были, то ужасного качества и покроя. Я решила сшить сама, но и тканей хороших в магазинах у нас в Перми не было, повезло с тем, что мастер нашего участка на заводе на котором я работала в то время, поехала в командировку в Москву и привезла мне отличного качества парчу, мне казалось тогда это неземным счастьем, я была самой красивой невестой!"
             В СССР из политических соображений не проводилось научное изучение дефицита. Зарубежные исследования стали известны с 1989-1990 гг., а с 1992 г., исчез предмет для самого исследования. В странах Восточной Европы, в той или иной степени сталкивавшихся с теми же проблемами, подобные исследования иногда проводились, но не получали широкой известности, например книга Я. Корнаи "Дефицит", опубликованная в СССР в 1990 г.
             Тема дефицита актуальна и по сей день, о ней пишут как СМИ, так и в на различных ресурсах Интернет, особенно жарко эта тема обсуждается в так называемом ЖЖ (LiveJournal). В блоге некой IRGA101 женщина повествует, как хорошо и сладко жилось маленькой девочке в Москве, чей завтрак каждый день начинался с "бутерброда с черной икрой", при этом ее родители были "папа учитель физкультуры, а мама домохозяйка"2. Это удивительные и невероятные вещи, что было непозволительной роскошью повседневности жителя крупного провинциального города. В блоге UBIVAY, рассказ был полон злости и ненависти ко всему советскому прошлому: "несколько дней подряд ночевал в очереди за ужасным сервизом" (речь идет о "районном центре нашей необъятной родины", где "вообще ничего не возможно было купить", "жили впроголодь")3.
             Это ли не показатель того, что в современном обществе до сих пор живы воспоминания из жизни в советское время и у каждого жителя страны оно свое, кому-то было хорошо, кому-то совсем невмоготу. Но тот советский опыт остался жив в нашем менталитете, этот опыт до сих пор заставляет нас делать запасы, как еды, так и материальных ценностей, потому что "без этого советского инстинкта невозможно жить в нашей нестабильной стране", как писали в своих анкетах большинство опрошенных респондентов.


Примечания:
1.Пушкарева И.Л. История повседневности: предмет и методы // Социальная история. Ежегодник, 2007. М., 2008. С.9-54.
2.Записки о вкусной и здоровой советской пище // www.livejournal.ru/talk/themes
3.Лекарство от тоски по СССР: блоггеры вспоминают очереди // www. livejournal.ru/talk/themes/