Овчинников А.Е.


Советская модница: особенности властного канона презентаций в советской культуре

             На дворе стоит XXI век, и давно пришла пора взглянуть на советский период истории нашей страны не только с бытовой ностальгией или же критическим осуждением, а постараться объяснить явления того времени с научной точки зрения. И самая характерная, на мой взгляд, черта того периода, которая должна быть проанализирована в первую очередь, это не уровень экономического развития или политический строй государства, а образ жизни советских людей. Ведь именно для того отрезка истории России характерна моностиличная культура, элементы которой (убеждения, оценки, образы мира, идеологии и т.д.) активно разделялись либо пассивно принимались всеми членами общества. Это достигалось за счет того, что культурная система советского государства служила не только инструментом истолкования различных феноменов, но также определяла форму и способ их явления в обществе: одни элементы просто исключались, как неатуентичные для данной культуры, другие же либо упрощались, либо адаптировались для членов именно этого общества. "Такие культурные системы служат схемой интерпретации всех событий и фактов человеческой истории и одновременно инструментом легитимизации существующего социального порядка"1.
             Ярким примером для советской культурной системы может служить явление политического канона советской женщины, ведь в советское время канонизировались не только политическая жизнь, но также способы поведения и выражения буквально во всех сферах социальной жизни. А ведь огромное место в жизни каждого человека занимают вопросы, связанные с созданием собственного образа, который он представляет окружающим. Образцы для создания стратегий презентации человек соизмеряет с ситуаций, в которой он действует и с тем обществом, в котором он находится2. Эти образцы могут быть локальными, т.е. создаваться малой группой, а могут быть универсальными, которые директивно навязываются человеку либо группой, либо властью. Именно о последнем и пойдет речь в моей работе.
             С начала XX века массовые коммуникации приобретают все большее значение и влияние на образ жизни каждого человека. И в первую очередь это касается прессы. Именно она была тем первым источником информации, той связью с миром, без которой жизнь современного человека кажется немыслимой. Сегодня прилавки книжных ларьков и магазинов доверху заполнены печатными изданиями, ориентированными на широчайший круг потребителей. Все большую популярность приобретают глянцевые журналы. И первой модной ласточкой, первыми советскими изданиями для женщин можно по праву считать журналы "Работница" и "Крестьянка". А какой же была она, модница того времени? Какой идеал женщины хотела видеть власть того времени? Как осуществлялся идеологический контроль?
             Для ответов на эти вопросы мы решили провести исследование, цель которого: определить и выявить проявления политического канона в моделях поведения советской женщины эпохи застоя (1970-х гг.) по версии печатных изданий. Для достижения этой цели нам потребуется выполнить следующие задачи: просмотр журналов "Работница", "Крестьянка" за определенный период (1971, 1972, 1975, 1978 гг.), анализ статей и визуального материала.
             Итак, подавляющее большинство советских "глянцевых" журналов следовали одному подходу и мало отличались по содержанию (можно выделить основные рубрики, свойственные всем журналам). То же самое можно сказать и об оформлении этих журналов: красочная, но не яркая обложка с изображением либо заслуженных тружениц Советского Союза (передовых доярок и льноводок), либо изображение Великого Вождя пролетариата В.И. Ленина (картина или ее фрагмент, статуя). Никаких анонсов статей и никакой рекламы, одно лишь название и номер. Формат у всех практически один и тот же - А4, количество страниц в каждом номере строго регламентировано ("Крестьянка", "Работница" - 32). Оформление журналов также характерно отражает особенности того времени - подавляющее преобладание красных, советских цветов различных оттенков. Черно-белые фотографии, редкие цветные иллюстрации, основное содержание которых - достижения народного хозяйства, герои труда. Тираж изданий очень велик, и если у "Крестьянки" он в 1971 году составляет 6 100 000 экземпляров, а в 1979 - 6 500 000, то эти же характеристики у "Работницы" составляют соответственно 10 538 300 и 1 300 000 соответственно (тираж сегодняшней "Крестьянки" - 151 340).
             За этой обложкой в глаза сразу бросаются ярко красные лозунги: ВПЕРЕД, К НОВЫМ ПОБЕДАМ!; ПОБЕДНЫМ ПУТЕМ; ЛЕНИНСКИМ КУРСОМ; ВЛАСТЬ СОВЕТОВ - ВЛАСТЬ НАРОДА!; НАШ ПУТЬ - ШИРОК И ЯСЕН, ВЕДИ НАС, ПАРТИЯ!; ТВОЙ ВКЛАД В ПЯТИЛЕТКУ и так далее. А сразу же после этого - обращение к трудящемуся, не боящемуся трудностей, верно следующему заветам Ленина советскому народу! И в этом обращении и результаты прошлой пятилетки, и ход выполнения уже наступившей, и мотивационные лозунги, главное содержание которых - труд и выполнение плана пятилетки, которое и не ставится под сомнение. А рядом с этими горячими лозунгами - Ленин, Ленин в Смольном, скульптуры Ленина, фрагменты картин, фотографии Владимира Ильича… Безусловно, эти пламенные речи вдохновляют на трудовые подвиги и разжигают в сердце огонь.
             А дальше рассказы-были - мелькают страницы, фотографии, истории судеб десятков и сотен Советских женщин. Все это - обязательная и самая объемная рубрика "Твой вклад в пятилетку". Множество жизненных историй представительниц больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных одним словом - труд! Они им живут, мечтают о нем, без него, как без пищи, мучаются и страдают. Герои Социалистического Труда, кавалеры Ордена Ленина, Ордена Трудовой Славы, чемпионки машинного доения, женщины-пахари, герои-хлебопашцы…затем заводы, города-герои. План перевыполнен на 110, 160, 200%! Но нет ни в одном высказывании ни тени удовлетворения - вперед! Родина-Мать зовет! Днем и ночью трудятся люди, машины, заводы, города, целая страна. Ведь каждый миг в голове стучит лишь одно слово - План, план, план!.. Прочитав все это, нельзя остаться безучастным - так и хочется бежать, стучать, учить, помогать, строить, пилить, отдать все силы и здоровье, лишь бы план был выполнен, лишь бы не подвести Отечество.
             Следующей постоянной рубрикой являются страницы нашей славной истории. То, что так сплотило и сделало сильным советский народ - столь радостное, долгожданное, но очень дорогое слово - Победа. Сотни рассказов, сотни судеб женщин-героев, не сломавшихся, не сдавшихся на милость врагу; до последнего стоявших в одном строю с мужчинами; молчавших под любыми пытками; трудившихся в тылу день и ночь, забывая о сне, еде и здоровье; отдавших последнее детям; ждавших мужей, отцов и сыновей с поля брани до конца, даже спустя десятки лет после окончания страшной и кровавой Великой Отечественной. Вот он - пример для подражания, вот то, к чему действительно стоит стремиться.
             Непременными является рубрики "Нам пишут", "Девичник Крестьянки", "Командировки по письмам читателей" и "Крапива". Всех их объединяет одно - обратная связь между журналом и читателями. Но если в рубрике "Нам пишут" публиковались рассказы, содержащие образец для подражания (многодетные семьи, семьи книголюбов, трудолюбивые помощники), а в рубрике "Девичник" - дискуссии на философские темы любви, воспитанности, современности, удовлетворенности от работы; то две других рубрики имели совершенно иное назначение - доски позора. Едко-зеленого цвета страницы представляли собой сатирический уголок, где с помощью активных читательниц журнал борется с бюрократами, нарушителями закона, хапугами, пьяницами, лодырями, неряхами, отцами-беглецами, нерадивыми работниками. Стоит отметить, что это действительно была борьба - полная гласность (фамилии, имена, адреса не скрывались) и подотчетность (публиковались ответные сообщения от местных органов власти о принятых мерах).
             А ведь все вышеперечисленное - это 90% журнала! И лишь на последних 3-4 страничках ютятся истинно женские рубрики. "Советы врача", "Прочтите детям", рецепты приготовления пищи, косметические советы, мода. Но и тут не обходится без идеологического контроля, так в рубрике "Советы врача" борьбе с болезнью придается общественное значение, ведь это - "всенародное дело"! А рассказы из рубрики "Прочтите детям" отличала мораль исключительной добродетели и трудолюбия.
             Специалисты-косметологи, обращаясь к женщинам и девушкам со страниц "Работницы" или "Крестьянки", уделяли очень мало внимания продукции косметической промышленности, и все их косметические советы в основном сводились к применению домашних средств, что наилучшим образом соответствовало задачам экономии и идеалу естественности. Так, например, женщины для мытья волос частенько использовали мыльный порошок для бритья "Нега" и "Волна"; вместо бесцветной помады обычно использовали вазелин; вместо крема для рук - глицерин; добавлять цвет и блеск бровям и ресницам советовали, смочив их растительным маслом; для окраски волос активно применялись хна и басма, а также натуральный молотый кофе. Не менее важными косметическими средствами признавались диета и правильный режим дня. Естественность - это главная характеристика советской красоты, противопоставляемая искусственности, а использование "искусственных" средств для усиления привлекательности оказывается в опыте советских женщин случайным и часто предстает как "заблуждение молодости"3.
             В то время, как в мире моды на передовые позиции вышли итальянский дизайнер Роберто Кавалли и японский модельер Кензо, в нашей стране этим вопросом занимался Общесоюзный дом моделей. Концепция советской моды предполагала в первую очередь ориентацию на потребителя и его повседневные нужды. Именно через такие журналы государство навязывало нормы потребления и "абсолютного вкуса". Рубрика моды в советских журналах ограничивалась изображением моделей женской одежды, их названиями и приложением с выкройками4.
             Таким образом, проанализировав подборку журналов "Крестьянка" и "Работница" за 1970-е гг., можно описать политический канон советской женщины эпохи "застоя", который через эти печатные издания диктовала власть. Это женщина в возрасте 30-40 лет, родившая пятерых детей. Ее муж - Герой Социалистического труда, тракторист-хлебороб. Она также награждена Орденом Матери-Героини, победительница соревнований мастеров машинного доения. Сейчас занимает должность депутата сельсовета, на следующих выборах будет баллотироваться на должность председателя исполкома. Всю жизнь она отдала труду, именно поэтому "Крестьянка" - отдушина для ее души.
             Власть в лице популярнейших (вспомним о тираже) женских журналов "Работница" и "Крестьянка" предлагала советской женщине образ далекий от классических образцов женственности и красоты. Красивой советскую женщину делали труд и сила. Однозначность и категоричность этих образцов заставляла советскую женщину искать иные источники того образа, с которым она могла бы себя идентифицировать. И в большинстве своем это были источники, про которые власть либо не знала, либо закрывала глаза, совершенно напрасно не придавая им значения.


Примечания:
1.Ионин, Л.Г. Социология культуры. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
2.Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
3.Гусарова К. Я никогда не увлекалась косметикой: советский опыт "искусственной" красоты // http://www.nlobooks.ru/rus/nz-online/619/
4.Захарова Л.В. "Каждой советской женщине - платье от Диора!" // Социальная история. М., 2004.