Милевич И.Г.

Дислокации бомонда: хронотоп публицистического дискурса

В процессе идентификации личности сложно найти объект для социального сравнения в своем непосредственном окружении, поэтому в качестве такого объекта нередко привлекаются эталонные группы. Собирательное наименование свет обозначает наиболее презентативно ориентированную сравнительную группу, особенности тактик презентации, которой в полной мере отражается в светской хронике.

Светская хроника в настоящее время активно формируется как особый публицистический дискурс. «Рубрика «Светская хроника» …является письменным аналогом светской гостевой беседы. В основе светской новости лежит один из механизмов искажения смысла при передаче чужой речи, сама светская беседа родилась из сплетни»[i]. Целый ряд рубрик, ставших постоянными для многих ежедневников, и специализированных изданий (Privвtв dzоve, ЖЗЛ, Pastaiga, Pastaiga.ru) свидетельствует о том положении в массовом сознании, которое занимают эталонные группы. Особенность процесса формирования современных элит и институтов в том, что «принцип и программа субъективности представляют собой не только смысловой фокус кристаллизации современных институтов западного общества, но и структурное начало образования в нем новых, ненаследственных (не родовых, не сословных) элит. Имеется в виду именно те институты и группы, в которых воплощается инновация, принцип позитивного изменения, составляющий основу «современного» миропорядка»[ii]. Обобщенно-типические характеристики создаваемого новообразования – «он индивидуалистический (в смысле – самостоятельный и самоответственный); идеалистический (его поведение регулируется обобщенными ценностями); ориентированный на постоянное повышение качества действия и на признание этой устремленности универсальным, общезначимым мотивом деятельности.»[iii] На примере светских изданий Латвии обнаруживаются различные подтверждения факта заимствования модели и подражания как западной традиции, например, рубрика Секс в небольшом городе [ЖЗЛ]; так и формирующейся русской, например, на уровне презентации языковой личности – Тата Невская [ЖЗЛ].

Тематический аспект жанра светской беседы нерелевантен, больше для этого дискурса характерен принцип многотемья, поскольку светская беседа «понимается как преимущественно праздноречевой (фатический) жанр, т.е. неинформативная речь»[iv]. Наиболее характерные особенности дискурса «подготовленность и воспроизводимость композиционных блоков, содержательная и/или формально-содержательная изощренность, эстетические качества речи, поощрение словотворчества, языковой игры»[v]. Фактором, во многом определяющим коммуникативные особенности жанра, является социальный статус коммуникантов. В публицистическом дискурсе, в отличие от светской беседы, высокий социальный статус является необязательным для создателя дискурса (публициста), необязательным, но желанным для реципиента (читателя), и обязательным для объекта (высокостатусных персоналий – звезд). Обратимся к описанию основных качественных характеристик создаваемого дискурса светкости на материале оригинальной и переводной публицистики Латвии и России (2005-2006 гг.).

Основным показателем события, попадающего в светскую хронику, является наличие в нем эталонов. Так, заметка о церемонии вручения «Оскара» не содержит перечня победителей, аннотаций представленных фильмов (это является прерогативой новостей), зато изобилует подробностями о нарядах актеров, их личной жизни и пр.: «Oskara» ceremonija bija viena no pirmajвm reizзm, kad aktrise Dюыlija Robertsa parвdоjвs sabiedrоbв kopр dvотu dzemdоbвm. …Jвatzоst, platв smaida оpaрniece nu var lepoties arо ar izteiktiem krырu apaпumiem, kas vakara gaitв paspзja samulsinвt ne vienu vien stiprвs dzimuma pвrstвvi, arо Leonardo di Kaprio un «Warner Brothers» prezidentu Alanu Hornu. (Privвtв dzоve. 08.-14.03.2005.) – Церемония «Оскара» стала одной из первых, на которой появилась актриса Джулия Робертс после  рождения близнецов... Надо признать, что обладательница широкой улыбки теперь может  гордиться  выраженными округлостями груди, в течение вечера успев смутить не одного представителя сильной половины, в том числе Леонардо ди Каприо и президента «Warner Brothers» Алана Хорна. Не только сам принцип отбора фактов, а также иерархия событий строится на «светоцентристском» факторе. Например, о свадьбе дочери известного латвийского актера, имевшей место во время визита президента США: Plзpja meitas kвzвm Buрs netraucзja (Privвtв dzоve. 10.-16.05.2005. )Свадьбе дочери Плеписа Буш не мешал.

Для светского дискурса характерен принцип нерелевантности источника цитаты (не случайно сплетня является одним из постоянных типов источника информации светского дискурса), что реализуется как не маркированная точными отсылками (интервью, пресс-конференция) прямая речь. Например, …совсем недавно Ума официально развелась с мужем. За плечами у нее уже два неудачных замужества – до Хоука она была женой актера Гэри Олдмена. Но актрису не пугает неудачный опыт. “Я хочу быть женщиной, а не разочаровавшейся супругой” – говорит она. (Hello! 15.02.2005.)

В центре светского дискурса находится представитель эталонной группы – личность в ее личном поле. Примечательно, что это материализованное личное поле представителя эталонной группы может существовать и автономно от эталона. Например, Вещи знаменитостей на мировых аукционах (Glamour. 05.2005.)кепка Тома Круза с автографом за 10 000 $; сапоги Барбры Стрейзанд за 500$, вуаль Мадонны за 17925 $.

Представители эталонных групп наиболее значимы для создаваемой шкалы ценностей читателя, о чем, в частности, свидетельствует коммуникативный ход совет (рецепт) звезды: Звезды показывают, как носить многослойные ожерелья и бусы – главный ювелирный хит наступающего сезона. (Glamour. 05.2005.), особенно если поддерживается коммуникативным ходом совет-помощь, например, Glamour проанализировал образы с подиумов и выбрал им под стать вещи в магазинах. (Glamour. 05.2005.) Подобные ходы обычно сопровождаются рубрикой Адреса, помогающей ориентироваться в местах нахождения предметов престижного потребления. Например, Апрель: стильные вещи, места и адреса. (Pastaiga.ru. 04.2005.) Коммуникативная тактика совет является наиболее презентабельной для дискурса: постоянные рубрики Еда в городе, Винная карта, Digital times, Shopping, гид развлечений (гастроли, театр), музыка, кино [ЖЗЛ] маркируют для читателя светский хронотоп конкретного города (ЖЗЛ – Риги, Glamour – Москвы). Соответственно, эталонные группы в светском дискурсе выполняют значительную социально-психологическую функцию: они декларируют нормы поведения, типы социального поведения и социально-психологические роли (эмансипе, леди, денди, метросексуал, бобуин). Например, фотографии рубрики В свете – директор издательства Rоgas Viптi Айя Симсоне, солистка группы A-Eiropa Сола, светская дама Елена Шунина, адвокат Элизабете Бруксле, студентка австралийской школы дизайна Илзе Шкестере, плейбой и телеведущий Янис Вайшля. (Pastaiga.ru. 06.2005.)

Кодекс поведения светского человека включает обязательное посещение светских мероприятий. В светском дискурсе реализуется особый знаковый пространственно-временной континуум – уикенд, недавно, на днях, премьера фильма, тусовка, вечеринка, party, afterparty. Например, на презентации нового альбома Игоря Слуцкого… (Hello! 01.02.2005.); За кулисами «Оскара»: история самых закрытых голливудских вечеринок (Hello! 22.02.2005.); Rоga Fashion week pasвkumos; Arhitektыras gada balvu pasniegрanas pasвkumв. (Pastaiga. 05.2005.) В этом ряду постоянное место получила благотворительность. Например, в хронике светских мероприятий: На церемонии Nickelodeon Kids’ Choice Awards; На вручении премий The Genesis Awards; На вручении наград Echo German Music Awards; На премьере фильма «Заложник» в Нью-ЙоркеНа 90-м юбилейном вечере Австралийского Красного креста. (Pastaiga.ru. 05.2005.) Благотворительное мероприятие в светском дискурсе нередко описывается со смещенными акцентами и нивелированными целями (сродни переключению акцентов: благотворительный бал – обручальное кольцо): На днях в Гостином Дворе прошел традиционный «Весенний бал». Эта благотворительная акция в поддержку детских домов проводится фондом «Балы-Ассамблеи Третьего Тысячелетия» и ежегодно собирает представителей бизнес - элиты, звезд театра кино и шоу-бизнеса. Сенсацией вечера стало появление в зале известной балерины Анастасии Волочковой, на руке у которой сверкало обручальное кольцо». (Hello! 01.02.2005.) Никчемность или искусственность повода, праздность мероприятия иногда подаются в ироническом ключе, и таким образом проявляются рефлексии не-светского публициста, каковыми до недавнего времени были авторы публицисты. Например, На Рижской бирже светский народ сплоченно отпраздновал 25-летие с того светлого дня, когда на нидерландский трон взошла королева Беатрикс. (ЖЗЛ, 03.05.2005.)

Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем процесс становления светского дискурса, о чем свидетельствуют его специфические черты – политематизм, принцип неточной цитаты, использование «личного» поля представителей эталонной референтной группы, специфический светский хронотоп.

 

Милевич Инга Гунаровна – докторант филологии; зав. Центра русского языка для иностранцев при кафедре Славянского языкознания, Даугавпилсского университета,

inging@mail.ru, inga04@inbox.lv



[i] Берневега С.И. Семантико-стилистические особенности рубрики “светская хроника” в газете «Комсомольская правда» // Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи: Сборник статей Всероссийской (с международным участием) научной конференции. В 3-х томах. Т.3. Соликамск. 2004. С.117.

[ii] Дубин Б. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М., 2004. С.18.

[iii] Дубин Б. Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М., 2004. С.19.

[iv] Дементьев В.В. Лингвистический аспект светскости. Вестник Омского университета. Омск.1999. Вып. 4. С. 85.

[v] Там же. С. 85.