Крамаренко Д.

Презентация семиосферы города Перми в путеводителях для иногородних туристов

Город Пермь, как и любая другая культура, организует себя в форме семиосферы или семиотического пространства. Характерной особенностью семиосферы является ее полиязычие. Язык здесь понимается не как средство речи, а как кодирующая система. Поэтому семиосфера представляется на первый взгляд неоднородным, хаотичным образованием, но в действительности можно выделить ее структуру и границы.

Огромное количество разнообразной литературы о городе Перми свидетельствует, о том, что его семиосфера находится на стадии самоописания. Другими словами, разрабатываются единые нормы, в соответствии с которыми люди должны воспринимать город Пермь. Рассмотрим то, каким образом семиосфера Перми презентуется на страницах путеводителей для иногородних туристов.

Структура семиосферы представляется в этих источниках в форме вертикальной и горизонтальной плоскостей. На первой располагаются прошлое и настоящее семиосферы, а на второй ее внутренние и внешние границы.

Прошлое. Практически во всех путеводителях для иногородних туристов дается одна и та же история Пермского края. Наиболее полная информация, пожалуй, предоставляется в путеводителе «Большое путешествие: Пермский край». Поскольку в задачи данной работы не входит пересказ всей истории Прикамья, стоит коротко упомянуть лишь некоторые ее аспекты, которые со временем приобрели в языке города особую значимость: Пермский период (Пермь), Родерик Мурчисон, Пермский звериный стиль, страна Рифейских гор, Биармия, родина Заратустры, Сибирский тракт, ГУЛАГ. Помимо этих значимых слов пермского языка выделяют имена людей, прославивших город и весь Пермский край: Стефан Великопермский, Ермак, Николай Меликов, Федор Граль, Евгения Серебренникова, Иван Свиязев, Сергей Дягилев, Владимир Короленко, братья Каменские, Дмитрий Смышляев, Любимовы, Строгановы, Андрей Воронихин, Василий Татищев, Александр Попов, Николай Славянов, Александр Герцен, Александр Радищев, Михаил Осоргин, Антон Попов, Борис Пастернак, Юрий Тынянов, Алексей Решетов, Виктор Астафьев, Лев Давыдычев.

Настоящее. В путеводителях для иногородних туристов Пермь презентуется как один из крупнейших городов Урала, центр Пермской области, крупнейший промышленный, научный и культурный центр. У города Перми есть свой герб. Его описание следующее: «В червленом (красном) поле серебряный идущий медведь, несущий на спине золотое Евангелие и сопровождаемый во главе щита серебряным уширенным крестом, означающие: первое – дикость нравов обитавших жителей, а второе – просвещение через принятие Христианского закона».

Промышленный центр. Интересно, что на официальных сайтах города не дается информация о тех промышленных предприятиях, которые находятся в черте города. Там говориться лишь о достижениях пермских промышленников. «На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермской области являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность».

Научный центр. В путеводителе «Большое путешествие: Пермский край» говориться: «Сегодня…наш город считается одним из научных центров Урала…». Составители данного пособия доказывают свое утверждение, перечисляя пермские высшие учебные заведения: Пермский государственный университет (ПГУ), Пермский государственный технический университет (ПГТУ), Медицинская академия, Пермский государственный педагогический университет (ПГПУ), Сельскохозяйственная академия, Фармацевтическая академия, Институт искусств и культуры.

Культурный центр. Когда говорят о Перми как о культурном центре, сразу же вспоминают Пермский балет, представленный Пермским хореографическим училищем и Пермским театром оперы и балета. В путеводителях также дается информация и о других театрах города Перми: Пермский драматический театр, театр «У моста», театр юного зрителя, театр кукол. Помимо театров в путеводителях рассказывается о кинотеатрах: «Триумф», «Кристалл», «Октябрь», «Рубин», «Премьер». Есть в городе музеи: Пермский областной краеведческий музей, Музей – диорама в Мотовилихе, Пермская государственная художественная галерея. Помимо всех перечисленных культурных мест выделяют еще органный зал, пермскую филармонию, пермский зоопарк, пермский  цирк и планетарий.  

Границы семиосферы города Перми. Согласно концепции Лотмана можно выделить внешние и внутренние границы семиосферы города Перми. В путеводителях для иногородних туристов они презентуются следующим образом.

Внешние границы. Прежде всего, ими будут являться установленные территориальные границы города. В путеводителе читаем: «Город занимает территорию 799 кв. км, из всех российских городов уступая лишь Москве». За этими границами находятся уже другие семиосферы: деревни, поселки, чужие города.

По мнению В.В. Абашева своеобразной внешней границей семиосферы города можно считать само его имя «Пермь». Оно генерирует «главные особенности структуры и семантики пермского текста».

Внутренние границы. Сразу нужно отметить, что внутренних границ в семиосфере города Перми бесчисленное множество, которое невозможно описать в рамках данной работы. Поэтому выделим наиболее явные из них.

Территориальные границы. Во всех справочных материалах говориться, что город Пермь поделен рекой Камой на две части. Левобережная часть города – исторический центр и основные районы городской застройки. На правом берегу расположены два крупных жилых массива – Закамск и Гайва. Более того, город разделен на семь районов: Дзержинский, Индустриальный, Кировский, Ленинский, Мотовилихинский, Орджоникидзевский и Свердловский. 

Национальные границы. В путеводителе «Ле пти фюте. Пермская область» говориться, что на территории Пермской области проживают представители более 100 национальностей. Следовательно, они вполне могут жить, работать и учиться в городе Перми. Особое внимание уделяется  русским, коми-пермякам, коми-язьвинским пермякам, татарам, башкирам, удмуртам,  сылвенским марийцам.

Религиозные границы. На территории Пермского края проживают представители более 30 различных конфессий. Однако составители путеводителей останавливаются на православных, мусульманах, католиках, лютеранстве, иудеях и старообрядцах.

Ознакомившись с материалами путеводителей можно сделать определенные выводы о том, каким образом семиосфера города Перми презентуется иногородним туристам. У семиотического пространства Перми есть довольно богатое событиями и знаменитостями прошлое. В принципе это неплохо. Если у города есть прошлое, значит, имеет место быть богатое в культурном плане настоящее. В презентации семиосферы Перми явно большое внимание уделяется такому элементу ее структуры как «культурный центр». Это отчасти объясняется проведением местными властями программы «Пермь – культурная столица Поволжья», которая призвана сформировать совершенно новый имидж города. Напомним, еще не так давно о Перми практически никто не знал, так как это был закрытый город, специализировавшийся на военной промышленности. Теперь он преподносится туристам как культурный центр, а о промышленности в путеводителях мы читаем только несколько общих фраз. Бросается в глаза и то, что многие презентованные культурно-исторические события Перми имеют искусственный характер, факт реального существования которых можно поставить под вопрос. Наукой до сих пор не доказано была ли страна Рифейских гор, правда ли древние греки на территории современного города видели загадочную Биармию, является ли Пермь родиной мифического Заратустры. Другими словами, имеет место искусственное заполнение такого семиотически свободного элемента структуры семиосферы города Перми, как «прошлое».

Но это не единственное, что удивляет в презентации семиосферы города в путеводителях для иногородних туристов. По неизвестным причинам не говорится ни слова о будущем Перми. Анализируя опубликованную там информацию, складывается ощущение, что город и его семиосфера дошли до пика своего развития, а дальше идти уже некуда. Нет никаких планов и надежд на будущее.

Зато семиосфера города имеет четкие внешние территориальные границы. Путешественник теперь уже не перепутает Пермь с Пензой. Это радует жителей города, о которых, кстати, говорится не много. Город Пермь презентуется как многонациональный, терпимый ко всем вероисповеданиям регион, но при этом не упоминаются характерные черты, запоминающиеся особенности пермяков. Логично предположить, что, если город Пермь представляет собой определенное культурное пространство, то и его жители, в процессе коммуникации которых оно было организовано в семиосферу, отличаются от всех других русских людей. Таким образом, презентация семиосферы города иногородним туристам посредством путеводителей необходима, но требует доработки.

 

Крамаренко Дарья – студентка Гуманитарного факультета Пермского государственного технического университета.