Устюгова В. В.

«Один день из жизни» большого города в киноэкспериментах европейских документалистов 1920 – 1930 –х годов

На экране – Москва 1927 года… Уникальность этого кинообраза сегодня заключается в том, что мы можем видеть драгоценные хроникальные кадры старой Москвы, еще не подвергшейся оссманизации, Москвы накануне грандиозной реконструкции, чей облик запечатлен в редких произведениях времени. Наряду с «Московским дневником» В. Беньямина фильм вертовских киноков М. Кауфмана и И. Копалина «Москва» (1927) – факт эпохи, обладающий как произведение искусства, однако, скромными художественными достоинствами.

С момента выхода романа «Улисс» в начале 1920-х гг. сюжет одного городского дня стал актуален для искусства. …Кадры утреннего города, дворники метут мостовые, проезжают поливальные машины, в подворотнях жмутся беспризорники, шныряют по помойкам бродячие кошки, но выходят из депо трамваи, пересекают улицы пролетки и автомобили, людские потоки устремляются к воротам заводских проходных, открываются двери учреждений. «На работу», – гласит надпись. На экране пока никаких особых примет нового социального быта, напротив, акцентированы сцены отдыха и развлечений – мелькают кадры бегов на ипподроме, других спортивных мероприятий, городских парков, аттракционов, каруселей и лукаво-счастливые лица детей. Оживленно в продуктовых магазинах, богато в антикварных лавках, в фокусе зрения – нэп. Оживление «На Кузнецком», «На Тверской», на рынках толпы народа, цыгане, уличные торговцы, лавки, вывески – «Мебель. Кровати. А. Куликова» и пр. Работают почта, телеграф, типографии, заводы. Камера – «На городской станции связи», «На Трехгорной мануфактуре»…

В том же году аналогичная идея документального рассказа о дне большого города была осуществлена немецким кинорежиссером В. Руттманом в фильме «Берлин – симфония большого города» (1927). В. Руттман увлек зрителя изобразительным, графически четким анализом динамики городской жизни, яркими сопоставлениями и смелым ритмическим монтажом. При том, что фильм был аполитичным, он вышел дерзким. Его авангардизм близок анархистской ленте Ж. Виго «По поводу Ниццы» (1929) и экспериментаторскому «Человеку с киноаппаратом» Д. Вертова (1929). Авторы же хроникально-видового фильма «Москва» ограничились перечислением спонтанно-разрозненных кадров городской жизни и видов столичной архитектуры, общим обзором ее панорам. Отсутствует контрастно-ритмической монтаж, конформистской была «Москва» и по своим задачам. Киноки хотели заставить зрителя задуматься о тех переменах, которые внесла в жизнь столицы и целой страны – новая социальная реальность. В этой целью они постарались противопоставить мало в чем изменившийся внешний облик города новому содержанию жизни в нем.

Дополнением к завершенному городскому дню выступают новые кадры города. Кинооператоры панорамируют по стенам и дворцам Кремля, Красной площади, центра города – Храму Христа Спасителя, Покровскому собору на Красной площади, Успенскому в Кремле, – все выглядит так же как до революции. Замерли Царь-пушка и Царь-колокол, спешат старушки в церковь. Но стрелки часов на Спасской башне в наплыве сменяются кадрами новорожденных младенцев, а потом других оживленных и топчущихся малышей – и этой метафорой авторы показывают, что родился новый мир, что старые часы отсчитывают уже советское время. Ангажированная кинопублицистика киноков резонировала с почти иррационально-сюрреалистическим образом Москвы, данным в те же самые годы В. Беньямином в «Московском дневнике». На его страницах проходит и «Шестая часть мира» Д. Вертова, и другие образы интеллектуальной, а также политической жизни Москвы, однако обледеневшие московские улицы, лотки с новогодними игрушками и даже ленинские уголки приобретают у В. Беньямина какую-то удивительную сакральность, как впрочем любые явления столь ценимой им массовой жизни и культуры.

Европейская кинодокументалистика, вдохновленная поэтическим кинематографом Р. Флаэрти и киноэкспериментами Д. Вертова, родилась и развивалась в 1920-1930-е гг. как бы на разных полюсах. С одной стороны – школа британского кино, которая сразу же заявила с киноэкрана о своих демократических позициях и стремлении к публицистическому анализу процессов повседневной жизни, ярким свидетельством чему является, например, картина «Ночная почта» (1936) режиссеров Б. Райта и Г. Уотта, рассказывающая о буднях служащих британской королевской почты, доставляющих ночную корреспонденцию из Лондона в небольшой шотландский городок (так сказать – «одна ночь из жизни» служащих королевской почты). С другой – германский кинематограф, создавший в межвоенные десятилетия по крайней мере два киношедевра, максимально отдаленные друг от друга и по своей поэтике, и по стилистике. Ими, без сомнения, являются фильм В. Руттмана «Берлин – симфония большого города» (1927) и лента Л. Рифеншталь «Триумф воли» (1934). В одном процессы городской повседневности были подвергнуты монтажной «мясорубке» в духе Д. Вертова, а в другом – с блестящим мастерством и пропагандистским угаром «растоптаны» на улицах Нюрнберга в бесконечных празднично-барочных шествиях и парадах нацистского съезда 1934 г. Как пауза в этом калейдоскопе контрастов скромно прошелестел «Дождем» (1929) импрессионистский документальный кинематограф нидерландца Й. Ивенса, отозвавшийся в кинематографе уже послевоенной Европы картиной «Сена встречает Париж» (1957), снятом Й. Ивенсом по идее Ж. Садуля в традициях поэтико-документального кино. Сена и ее «прибрежная знать» – герои этой киноповести. Конечно, Сена волшебная сказка, «роскошный отель для бродяг». Ночные виды Сены с химерическими силуэтами Нотр-Дама и Понт-Неф являются прекрасным подтверждением звучащих в фильме строк Ж. Превера: «Однажды была Сена, однажды была жизнь…»

Жизнь большого города притягивала кинодокументалистов разных направлений и все-таки наиболее интересными экспериментами оказались попытки авангардистов запечатлеть «симфонию большого города». «Берлин – симфония большого города» (1927), фильм-репортаж о 24 часах жизни столицы, снят в традициях модной в 1920-е гг. концепции «новой вещности», суть которой заключалась в том, чтобы показывать мир как он есть, вне связей и анализов. Жизнь течет непрерывно, не имеет ни начала, ни конца, фильм должен стать ее отражением, словно зеркалом витрины, в которой отражаются прохожие, автомобили и пр. Идея такого фильма принадлежала К. Майеру, известному сценаристу, в т.ч. многих экспрессионистских фильмов, но обратившемуся на этот раз к непосредственному жизненному материалу. Репортажная фотография Берлина снималась оператором К. Фрейндом скрытой камерой, в результате чего удалось запечатлеть множество уличных эпизодов. Однако режиссером картины стал В. Руттман, известный в художественных кругах авангардист и абстракционист, и он трансформировал первоначальный замысел. Жизнь большого города в хаосе его отдельных эпизодов, случайно подсмотренных камерой сцен при помощи монтажа превратилась в настоящую визуальную симфонию.

…Движение воды превращается в абстрактные линии волн. Пересекаясь, волны превращаются в прямые линии, символизирующие железнодорожные рельсы. Поезд дальнего следования проезжает через утренний ландшафт. Табличка «Берлин, 15 км» указывает на пункт назначения. Рядом с железнодорожной насыпью появляются жилые дома и фабрики. Нагромождения зданий, семафоры. Поезд прибывает на Ангальтский вокзал. Тайм-аут, затишье… И далее следует хроникально-хронологическое отображение событий, которые произошли между пятью часами утра и поздней ночью в Берлине 1927 г.

Одна гигантская декорация, один единственный актер – Берлин, город-гигант, город-машина, город-молох. Фильм испытал влияние советской школы документального киноавангарда, но в нем отчетливо проявились и черты немецкого экспрессионизма. Город – механический мир, течение времени в нем – ритм движения гигантского механизма. Автоматически двигается человек в этом мире, подчиняясь движению стрелок часов, которые ежедневно возвращают служащих в канцелярии, рабочих к станкам, подчиняя их жизнь единообразному ритму, пропуская их через конвейер повседневной жизни. Острые, запрокинутые ракурсы диктуют композицию кадра: пересекают город железнодорожные пути, трамвайные колеса режут улицы на части. В сплетении улиц, нагромождении рекламных аттракционов, «пытке» архитектурой и городскими ритуалами «маленький человек» потерян. Но фильм не о власти большого города над «маленьким человеком», а о самом большом городе, работающем в собственном ритме, существующем по собственным иррациональным законам, фатуме самом по себе.

Люди – по-прежнему манекены, город – механический процесс, но виньетки уличной жизни переданы с безупречным чувством ритма. «Жизнь врасплох» В. Руттман наполняет образчиками чистого движения и создает из бесчисленных и разрозненных берлинских сценок «пластическую мелодию», «поющую пластику» города. Режиссер работал в сотрудничестве с молодым композитором Э. Майзелем, ставшим известным благодаря своей музыке к «Броненосцу “Потемкин”». Музыка Э. Майзеля становится формальной основой монтажа «марша машин». Здесь все рифмуется со всем: идущие на предприятия рабочие со стадом  коров, дети – с резвящимися мартышками, телефонные разговоры – с дерущимися собаками, кордебалет – с танцующей лошадью, вихрь листьев на мостовой – со все ускоряющейся, бешенной суетой. Жизнь показана как работающий станок, но музыкальность ритма работающей машины подчеркивает отстраненность и безразличие авторской позиции, даже ее отсутствие.

Экспрессионистские запрокинутые ракурсы съемки, различная скорость движения пленки, короткий монтаж – и все превращается в экспрессию, в абстракцию. Концепция «новой вещности» нашла в «Симфонии» свое совершенное воплощение и абсолютное опровержение. Здесь и фиксация тысячи разрозненных фактов, и преклонение перед гигантской работающей машиной, и чувство затерянности в этом непреклонном социальном фатуме, и растущее анархистское бунтарство, выраженное в дерзком ритме монтажа, режущем пространство всемогущего города по законам всемогущего Кино.

В кинематографе Д. Вертова образность киноагиток и образной кинопублицистики изначально диктовалась новым, монтажным способом «организации видимого мира». В его пропагандистскую кинохронику закрадывается кинематографическая метафора, его эксперименты граничат с кинематографическими трюками. Различные приемы съемки, но, главным образом, монтажные эксперименты приводят Д. Вертова к «развоплощению» видимой реальности и творению кинореальности. Легендарный фильм «Человек с киноаппаратом» (1929) – самое крайнее выражение киноческих теорий и самый безыдейный проект Д. Вертова. Фильм на материале одного дня столичного города представлял собой эксперимент по созданию 100 % языка кино, чистого киноязыка.

Даже в сравнении с фильмом В. Руттмана «Человек с киноаппаратом» демонстрирует только фокусы и аттракционы, только киновремя и кинопространство. В отличии от «Берлина» фильм Д. Вертова, конечно, эмоциональней и лиричней, и одновременно «Человек с киноаппаратом» – более экспериментальный проект, здесь больше трюков с камерой, с изображением, с монтажом, здесь больше технического эксцентризма. Фильм В. Руттмана – о городе, духе, фатуме, воле города. Лента Д. Вертова – о кино. О кинооператоре, кинокамере и киноприемах. Не визуальная «симфония» большого города, а набор формальных, изобразительных приемов большого кино. Применение различных видов съемки, операторских трюков и монтажных деформаций создали мир любопытства, эксперимента, игры с действительностью, игры в кино. Это фильм о том, как из чистого озорства и только ради живописно-ритмического эффекта можно превратить жизнь в кино.

 

Устюгова Вера Васильевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры древней и новой истории России Пермского государственного университета. vera_ust@list.ru