Козлова Т.В.
Деловые сети и презентация компании.
С.-Петербургский рынок информационных технологий
Общепризнано,
что в центре бизнеса и деловых отношений лежат межличностные контакты[i],
что означает, что фирмы укоренены в сети социальных и формальных отношений,
которые определяют их стратегии и структуры[ii].
Это связано с тем, что в экономической деятельности мы имеем дело не с рынком и
фирмами, а с очень плотной сетью отношений взаимной зависимости, при которых
партнеры чаще всего друг от друга уйти не могут, они связаны друг с другом.
Такая зависимость бизнеса от других участников рынка, от неформальных норм и
ценностей, принятых в различных кругах бизнеса, называется социальной укорененностью
экономических действий, т.е. экономическое действие рассматривается как форма
социального действия[iii].
Распространяя информацию и
определяя доверие, социальные сети являются источником презентации агента,
ресурсом его неформальной репутации.
Анализ социальных и деловых
сетей объясняет, каким образом каждый производитель выступает в тесной
взаимосвязи со своими поставщиками и потребителями продукции, инвестиционными
институтами и инфраструктурными агентствами, контролирующими органами и
охранными структурами. Исследование социальных сетей основано на предположении
о том, что хозяйственные агенты с большей вероятностью вступают в отношения с
теми, с кем они имели дело ранее, убедившись в надежности уже известных
партнеров. В соответствии с данным положением рынок в значительной мере
складывается из действий не автономных по отношению друг к другу участников, а
таких, которые находятся в отношениях связанности и взаимозависимости, причем
именно эти качества делают рынок устойчивым. Это также означает, что, организуя
свою деятельность, участники рынка исходят не только из узкоэгоистического
интереса, но из принципов взаимности, когда выгода может быть получена в
будущем, в иной, неэквивалентной, форме и от других агентов сетевого
сообщества.
Социальная сеть – это
группа агентов, которые разделяют неформальные нормы или ценности, помимо тех,
которые необходимы для обычных рыночных операций. Экономический обмен внутри
сети осуществляется на ином основании, чем экономические взаимоотношения на
рынке.
Являясь частью
социального капитала агентов, социальные сети определяют не только
взаимодействие членов сети, но и доступ к разнообразным ресурсам агентов.
Основным ресурсом социальной сети является информация. Личные отношения
облегчают поиск информации [iv].
Постоянные контакты позволяют участникам сетей обмениваться полезной
информацией и осуществлять взаимоконтроль. Сеть межличностных контактов
подтверждает достоверность соответствующих информационных потоков между
компаниями и членами организаций[v].
Длительное знание друг друга помогает формировать социальный капитал в форме
доверия и деловых репутаций[vi].
Вовлеченность в деловые сети является важной частью социального капитала,
обеспечивающей предприятию или бизнесу экономические ресурсы, а предпринимателю
профессиональный престиж. Социальный капитал создается, когда отношения между
людьми изменяются таким образом, что облегчают их действия, он укоренен в
отношениях между людьми[vii].
Формируясь
на основе взаимодействии участников рынка, социальные и деловые сети выполняют
следующие функции:
-
распространение
общедоступной и конфиденциальной информации;
-
ранжирование
предприятий и формирование репутаций;
-
установление
доверительных отношений и уменьшение степени неопределенности;
-
оказание
помощи на формальных и неформальных основах;
-
снижение
транзакционных издержек, связанных с взаимодействием с незнакомыми партнерами [viii].
Рассмотрим,
каким образом сетевое взаимодействие участников ИТ-рынка С.- Петербурга
коррелирует с презентацией компании. Презентация компании на С.-Петербургском
ИТ рынке определяется тем, каким образом распределяются информационные потоки в
сетях участников рынка и какие сведения распространяются о членах деловых сетей
ИТ-рынка.
Участники ИТ-рынка получают
представление друг о друге через формальные источники информации. Они постоянно
отслеживают обзоры и исследования тенденций ИТ-рынка, проводимые такими
компаниями как IDC, McKenzie и другие. Но СМИ не
являются полностью адекватным источником информации о ИТ-рынке. «Компьютера» –
это книга об участниках рынка, куда сами компании пишут про себя. В «Деловом
Петербурге» компании пытаются сами что-то заявить о себе потенциальным
клиентам, публикуя пресс-релиз. Нарекания вызывает позиция «Делового
Петербурга» оперировать какими-то
цифрами. Эти цифры иногда завышены как минимум на порядок (Интервью 26)[ix].
Более
значимым источником информации и ресурсом презентации С.-Петербургской
ИТ-компании являются ее деловые сети в ИТ-рынке, которые включают в себя
социальные сети руководителей, сотрудников и клиентов компании. О действиях
других ИТ-компаний можно узнать от сотрудников. IСT-специалисты – это не такая уж большая прослойка. Поэтому, если
кто-то сменил две-три компании, то он уже знает около половины всех
специалистов (Интервью 19). Важным источником информации являются заказчики,
которые часто работают не с одной
ИКТ-компанией (Интервью 1). Хорошие отношения с клиентами позволяют
получить важную информацию о действиях конкурента, например, о том, что они затеяли какой-то проект, новый бренд
вводят, оказывают новые услуги (Интервью 21). Через клиентов передается
информация о появлении новых компаний[x].
Тесная
взаимосвязь презентации и деловых сетей С.-Петербургских ИТ-компаний основана
на «неформальной» истории С.-Петербургского ИТ-рынка. Деловые сети на этом
рынке сформированы давно, при основании сегментов. Многие участники рынка
когда-то учились вместе, объединялись по интересам. Сегодня многие компании
входят в ряд профессиональных ассоциации и бизнес-клубов. Таким образом,
участники знают друг друга. Рынок не
очень большой, есть некоторые мероприятия, где конкуренты постоянно
пересекаются (Интервью 2). Ключевые игроки пытаются, чтобы между
конкурентами были дружественные взаимоотношения. Этому способствуют и частые
профессиональные встречи, семинары, конференции[xi].
Презентация
ИТ-компании в деловых сетях рынка и ее имидж, формируемый СМИ и маркетинговыми
мероприятиями, могут значительно отличаться друг от друга. Так, у компании
может быть негативный образ среди конкурентов, но при этом благополучный имидж
для заказчиков. Это связано со сложностью продукта, трудностью в определении
результатов деятельности ИТ-компаний. Репутация среди клиентов основана на
крупных проектах. И в результате успешной работы компании улучшают свою
репутацию, т.к. хорошая репутация,
хорошие контакты создаются, если кому-то смог помочь (Интервью 19). В
связи с разделением презентации ИТ-компании среди клиентов и конкурентов многие
участники ИТ-рынка невысоко оценивают значимость своей репутации, имиджа среди
подобных себе компаний[xii].
Итак,
презентация компании в деловых сетях рынка играет значительную роль на ИТ
рынке. Деловые сети снижают неопределенность за счет знания репутаций,
сложившегося имиджа компаний, общего представления ситуации, формируемых в ходе
постоянных контактов, длительной включенности в межличностное взаимодействие.
Благодаря сетевому взаимодействию участники рынка получают возможность
объяснить и пролонгировать поведение друг друга, соответствующим образом
реагировать.
Козлова Татьяна Викторовна – аспирант Европейского университета в
С.-Петербург. Tatyana.Kozlova@gmail.com
[i] Leek S. Turnbull P.W. and Naude P., (2004). A
Comparison of Manufacturers and Financial Services Suppliers' and Buyers' Use
of Relationship Management Methods., Industrial Marketing Management,
Vol. 33 No. 3 pp.241-250
[ii]Granovetter, M. (1985). Economic Action and
Social Structure: The Problem of Embeddedness. American Journal of Sociology. 91(3): 481–510.
[iii] Granovetter, M., Swedberg, R. (eds.)
(1992). The Sociology of Economic Life. Boulder, Colo.: Westview Press.
[iv] Fafchamps, M. (1992) Solidarity Networks in Preindustrial Societies:
Rational Peasants with a Moral Economy. Economic Development and Cultural
Change 41(1):147-174
[v] Leek S. Turnbull P.W. and Naude P., (2004). A
Comparison of Manufacturers and Financial Services Suppliers' and Buyers' Use
of Relationship Management Methods., Industrial Marketing Management,
Vol. 33 No. 3 pp.241-250
[vi] Burt, R. (1999). Interpreneurs, distrust, and
Third parties. In: Thompson, L., Levine, J., Messick, D. (eds.) Shared
cognition in Organization: The management of knowledge. Hillsdale, NJ: Lawrence
Erlbraum Associates.
[vii] Coleman, J. (1994) Foundations of Social Theory. Cambridge: Harvard University Press.
Р.304.
[viii] Радаев, В. (2003). Социология рынков: к формированию
нового направления. М.: ГУ ВШЭ.
[ix] Kozlova, T. (2004). Social embeddednes of competition in St. Petersburg’s ICT market. http://sase.org
[x] Там же.
[xi] Козлова, Т. (2004). Конкуренция в деловых сетях: ИКТ-рынок
Санкт-Петербурга. СПб.: Европейский университет. (Магистерская диссертация)
[xii] Kozlova, T. (2004). Social embeddednes of competition in St. Petersburg’s ICT market. http://sase.org