Кимерлинг
А.С.
Индивидуальная
форма политической презентации власти
в
позднюю сталинскую эпоху
По конституции
О том, что конституция СССР -
самая демократичная страна в мире и об избирательном законе граждан
информировали десятки тысяч агитаторов (в
Не
обходилось без досадных срывов. Не всегда агитаторами оказывались достаточно подготовленные
люди. В Чермозском районе парторганизация ЛПХ утвердила заочно агитатором члена
ВКП(б) с образованием 4 класса, который работал инструктором-кулинаром.
Закрепили его за 10 домами, где он провел 3 беседы о правилах голосования и
ознакомил избирателей с биографией кандидата. На вопрос: «Почему выборы у нас в
СССР являются всеобщими, - он ответил: потому,
что они проходят ни в одном месте, а по всей стране, т.к. нужно выбрать
несколько депутатов». Другой агитатор не смог назвать высший орган государственной
власти СССР, а также, почему выборы являются всеобщими, прямыми и равными.
Показательны здесь и сами вопросы избирателей. В других местах спрашивали, «Что
такое федерация?» и «Будут ли участвовать в голосовании престарелые?».
Граждане
не слишком хорошо понимали, что такое демократия, но про это они не спрашивали.
В демократичности СССР сомневаться было не принято и даже опасно. Но, судя по
тому, что слова «всеобщие, равные, прямые выборы» были для них непонятны,
содержательная сторона термина демократия просто не продумывалась. И агитаторы
не далеко ушли от избирателей, хотя им помогала в работе специально
перечисленная литература и обучающие семинары для агитаторов.
Власть презентовала себя как
демократическую. Так что, сам процесс выборов представлял собой культурную
инсценировку, имитирующую народовластие. Механизм инсценировки был следующим: Парторганизация
выступала инициатором всего избирательного процесса, она утверждала и обучала
агитаторов. К одному агитатору была прикреплена группа избирателей 25-30
человек (хотя, порой, было и по 100-150 человек). В обязанности агитаторов
вменялось три главных пункта: изучить настроение каждого, разъяснить каждому
избирательную систему, оказать помощь в бытовых вопросах. Агитпункты создавались
при избирательных комиссиях. Агитаторы должны были на 2-й день после получения
газет читать информацию о выборах избирателям, знакомить их с Положением о
выборах, с Конституцией, с докладом Сталина на 8-м Чрезвычайном Съезде Советов,
с речью Сталина перед избирателями. Беседы должны были проходить не менее раза
в неделю. Горкомы и райкомы должны были осуществлять обучение заведующих
агитпунктами, проводить семинары агитаторов на агитпунктах. Учителя - агитаторы
проводили родительские собрания в связи с выборами.
Демократичность подчеркивалась
включением каждого трудящегося в процесс выдвижения кандидатов. Каждое
предприятие проводило собрание по выдвижению (оно обставлялось празднично) -
один из них всегда был сам Сталин (демонстрировалась всеобщая 100% поддержка авторитета
вождя), с ним еще 1-2 члена политбюро и один местный кандидат. В избирательном
бюллетене потом оставался лишь последний. Остальные снимали свою кандидатуру,
так что само выдвижение носило сугубо ритуальный характер.
Официально заявлялось, что «трудящиеся
нашей области также как и весь советский народ послали в Верховный Совет РСФСР
выдающихся представителей рабочего класса, колхозного крестьянства, советской
интеллигенции». И действительно, каждый из выдвинутых обладал качествами,
одобряемыми в СССР. Во-первых, он был выдающимся представителем своей сферы
деятельности - был или секретарем обкома, или министром здравоохранения РСФСР,
прошедшим трудовой путь от главного врача 1 клинической больницы Молотовского
мединститута, или стахановцем, передовиком производства, или председателем
передового колхоза, или новатором, или уважаемым агрономом и т.д. Кандидат имел
государственные награды за свой труд. Он заслуживал почтения за свою
деятельность в годы Великой Отечественной войны. Его уважали люди, обращались к
нему за помощью.
Вообще говоря, именно в тот
период закреплялся культурный эталон, каким должен быть кандидат и его агитатор
в избирательной кампании. Идеальный агитатор проводил беседы, делал стенгазеты,
устраивал коллективные походы в кино, музей, художественную галерею. Кроме
того, оказывал практическую помощь избирателям в разрешении бытовых вопросов через
соответствующие организации. Один агитатор для избирательницы Верещагиной
добился через горсовет материальной помощи, в доме избирательницы Эйдент
исправил радиоточку, которая не работала 3 месяца, организовал постоянное
лечение избирательнице Алексеевой. Другой - помогал своим избирателям по
трудоустройству детей, в получении квартир, подвозе топлива.[v] Третий - добился того,
чтобы трем красноармейским семьям привезли дрова, а двум детям достали валенки
и устроили их в школу.[vi] Так проходила
институализация избирательной кампании. И на сегодняшний день многие, следуя
советской традиции, продолжают ждать решения бытовых проблем от кандидатов в
депутаты во время выборов.
Образ кандидата получил
отражение в материалах газет и в листовках. В результате, все достоинства
кандидата указывали на то, что он важная часть государственной машины, «пример
честного и умелого служения советской Родине», пример для подражания,
помогающий людям. Никаких индивидуальных особенностей, о семейных качествах
пишут только про женщин – кандидатов (их две в 1947). Презентация власти
поглощает индивидуальность кандидата. Самое главное его качество - успехи той
сферы, в которой он работает. Недаром агитаторам вменяется в обязанность показывать
связь агитации с хозяйственными задачами, призывать к участию в социалистическом
соревновании. Очень показательно ответное слово к избирателям кандидата по
Осинскому избирательному округу Шатровой: «Все то, что говорилось избирателями
в отношении моей кандидатуры, я отношу не лично себе, а большевистской партии,
советской власти, советским учебным заведениям, воспитавших во мне качество
советского специалиста»[vii]. Надписи на бюллетенях
показывают, что многие избиратели понимали, что отдают голос не конкретному
лицу, а всей существующей власти: «Голосуя за Вас, я голосую за тов. Сталина», «Я
голосую за К.М. Хмелевского, я голосую за партию Ленина-Сталина и наше правительство»[viii].
Если проанализировать листовки,
выпущенные для индивидуальной презентации кандидатов, мы наблюдаем, как
личность растворяется во власти. Для этого используются характеристики -
штампы: «верный сын народа, стойкий большевик, непримиримый к врагам нашей
Родины» (это Иван Зачепа, начальник УМВД по Молотовской области) или «способный,
энергичный и инициативный работник... отзывчивый товарищ... он тесно связан с
рядовыми железнодорожниками и руководящими кадрами дороги... оказывает
постоянную практическую помощь парторганизации в улучшении
партийно-политической работы и руководству дороги»[ix]. Эта безликая
характеристика относится к секретарю Молотовского обкома по железнодорожному
транспорту В.П. Михайлину.
Связь
с властью подчеркивается самими трудовыми заслугами кандидата. Имя кандидата
должно тесно переплетаться с его работой («председатель исполкома держит тесную
связь с трудящимися округа и пользуется их доверием... округ успешно выполнил
государственный план хлебозаготовок»), государственными наградами. У авторов
листовок заслуги кандидата тождественны заслугам его подчиненных или его
отросли. Про председателя колхоза «Восход социализма» И.С. Няшина в листовке
написано: «успехи колхоза широко известны... в колхоз приезжают десятки
руководителей колхозов из других районов поучиться»[x]. Про ректора молотовского
университета Р.В. Мерцлина пишут, что «многие научные работники университета в
годы войны защитили диссертации», а потом, почти следом, «он является автором
35 научных трудов».
Рассматривая
одобряемые характеристики кандидатов, мы можем определить, что в указанное
время считалось образцово-показательным. В 40-е гг. наиболее положительной была
трудовая карьера и трудовые награды. Необходимо отметить, что буквально только
что закончившаяся война, хоть и упоминалась в характеристике, но не занимала
значимых позиций. Фронтовиков среди кандидатов в депутаты практически не было.
А вот передовая трудовая деятельность есть у всех.
Таким
образом, сталинская
эпоха не предусматривала ничего, кроме презентации власти. Инсценировка
демократических процедур требовала индивидуальной презентации достойнейших
членов советского общества. Но вместо личностей перед гражданами появлялась
сама власть, в которой эти личности растворялись, становились ее составной частью.
Кимерлинг Анна Семеновна – кандидат исторических наук, доцент кафедры
культурологии Пермского государственного технического университета. E-mail: kimer@perm.raid.ru
[i] ГОПАПО. Ф.105.0п.13. д.
[ii] Там же. л. 2.
[iii] Там же. л. 4.
[iv] Там же. Л.6.
[v] ГОПАПО. Ф.105.0п.13. д.
[vi] ГОПАПО. Ф.105.0п.13. д.
[vii] ГОПАПО. Ф.105.0п.13. д.
[viii] ГОПАПО. Ф.105.0п.13. д.
[ix] ГОПАПО. Ф.105.0п.13. д.
[x] ГОПАПО. Ф.105.0п.13. д.