Андреева О.Ю.
Экономическая идентификация и экономическая
презентация
Находясь в сложной
сети социальных взаимодействий, индивид использует различные способы установить
и сохранить необходимые контакты. Презентация является достаточно эффективным способом
реализации данных целей. Виды и техники презентации детерминированы основаниями
для взаимодействий, т.е. сферами, в рамках которых формируются соответствующие
отношения. Индустриальное общество, а также индустриальная культура,
приоритетными подразумевают экономические категории, а их рациональность имеет
явно выраженный экономический смысл. При этом в данном случае будем считать,
что презентация подчинена процессу идентификации, является его отражением, а,
иногда, его поддержкой.
Вопрос о взаимосвязи и соотношении идентификации и идентичности
периодически становится актуальным в научных дискуссиях. В зависимости от того,
какая парадигма задает тон научному дискурсу, происходит апелляция либо к
стратификационным категориям, либо к сетевым.
Стратификационный подход оперирует известным набором понятий:
идентификация, идентичность, самоидентификация и т.д. При этом, идентичность полагается заключающим элементом
процессов идентификации, самоидентификации и т.п. Теория стратификации включает экономические
критерии, которые занимают в иерархии доминирующее место, особенно при
обозначении характеристик среднего класса[i].
Тогда достижением идентичности будет освоение и принятие всех основных
смысловых характеристик, присущих заявленной позиции. Желаемую идентичность в
экономической культуре можно сравнить с комплектом одежды. Человек выбирает
этот комплект для себя, своими действиями создавая дорогу к этому комплекту.
Если он достигает его, и данная одежда приходится впору, то носит ее длительное
время, пока либо ему самому не становится в ней неудобно (что реже), либо по
наблюдениям других она не перестанет ему соответствовать (что чаще). Тогда
начинаются поиски нового комплекта и его
обретение. Естественно, этот процесс
переплетен со многими другими, т.к. поиск идентичности затрагивает не только
экономическое содержание образа. Следовательно, экономическая презентация детерминируется экономической же
обстановкой и соответствующими ей идентификационными процессами.
Рассмотрим известную экономическую иерархию,
отраженную в стратификации. Одним из ее основных критериев будет материальное
положение (которое всегда можно выразить в денежном эквиваленте). Этим же будут
определяться и презентационные техники. В самом простом и распространенном виде это будут демонстрации,
изменяющие свою откровенность и понятность форм в зависимости от «зрителей».
Напрямую хвастаться деньгами, т.е. их количеством возможно только на нижних
этажах. Поэтому, перемещаясь вверх, деньги начинают выступать через свои
«общественно значимые» эквиваленты. Это будут зримые инвестиционные вложения в
виде недвижимости, либо драгоценности разного вида, либо обучение детей в
дорогих школах, и т.д. Верхний уровень подразумевает демонстрацию богатства,
понятную в основном посвященным. Здесь уже присутствуют вложения в предприятия,
в собственную внешность через возвращение и продление молодости, в оригинальное
хобби и коллекционирование. Подразумевается, что все эти направления должны
присутствовать в комплексе. При этом демонстрация может быть и «бьющим в глаза
богатством», и иметь вид, который сложно оценить неподготовленному человеку,
недоступности соответствующих образцом для соотнесения. В женских журналах на
этот счет существует понятие «изысканная простота». То есть оценить презентацию
определенные зрители (на которых она не была рассчитана) могут только с помощью
специальных переводчиков, пересчитывающих видимые предметы и сюжеты вновь на
банальные денежные знаки.
Также распространены ситуации, когда целью презентации является
создание представления о жизни по образцу «не ниже, чем». Т.е., индивиды
демонстрируют, (а общество этого требует), чтобы был предъявлен экономический
уровень не только соответствующий существующему положению, но и ориентированный
значительно выше. При этом, неадекватность презентации существующему
экономическому статусу заставляет направлять имеющиеся ресурсы только в одну
сторону, индивид вынужден выбирать наиболее выигрышный по его мнению вариант.
Это может быть показ здоровья, внешности или демонстрация необычной и дорогостоящей
коллекции. В любом случае, данное направление будет единственным, претендующим
на новый статус, остальные не только не будут охвачены презентационными
техниками, но и перейдут на период презентации в латентное состояние.
Современные исследователи усиливают коннотации иного подхода к
развитию и трансформации структуры
общества. Этот процесс детерминируется развитием глобализации и индивидуализация и в мире. Экономическая
составляющая, тем не менее, сохраняет свое значение. Она лишь меняет акценты,
мимикрирует, продолжая при этом задавать условия не только для мобильности как
значимого критерия, но и для возможности индивида принадлежать к той или иной
группе (З. Бауман, Э. Гидденс). Верхние уровни: элита и приближенные к ней,
формируют и новые идентификационные стратегии. Главным изменением здесь будет
исчезновение идентичности как четкого и стабильного образа[ii].(2)
Эта тенденция значима для любого общества в состоянии трансформации. Теперь
идентификация – это процесс, который не имеет однозначной, стабильной концовки.
Достигая определенного результата, человек выясняет, что этот результат изменил
смысл, нужно определять новый путь и его финал: «Так, портрет успешного агента
по страхованию жизни по многим параметрам далек от типичного экономически
успешного или востребованного на рынке труда стандарта… Такой неблагоприятный
для экономико-психологической адаптации параметр, как высокая эмотивность,
характеризующий группу успешных агентов по страхованию жизни, оказался не
просто уместным, но необходимым в их деятельности»[iii].
Презентационные техники старого периода теряют эффективность,
шаблоны не успевают сформироваться. То, что раньше было маргинальным,
становится приоритетным: «Нас выбросили в открытое море без навигационных карт,
а все бакены скрылись под водой настолько, что их почти не видно, так что
выбирать мы можем только одно из двух: радоваться захватывающей дух
перспективных открытий или дрожать от страха, что можем утонуть. Есть еще одна
возможность, на самом деле не слишком реальная – попытаться найти убежище в
безопасной бухте; но можно поспорить, что то, что сегодня кажется тихой
гаванью, вскоре подвергнется модернизации, и на месте солидных лодочных
хранилищ появятся парк развлечений, набережная для прогулок и переполненная
пристань для яхт»[iv]. Путешествия и перемещения в спонтанном
режиме, куда понадобиться утром, раньше были уделом праздных, либо бездомных,
либо авантюрных личностей. Сегодня это возможно лишь для свободных,
обеспеченных и уважаемых граждан. Смещение акцентов в понятии времени и
пространства приводит к перевороту в жизненных стратегиях. Да и сами стратегии
перестали быть стратегиями. Чтобы так называться протяженность планов должна
быть не менее 8-10 лет. В переходном обществе сложно зафиксировать работу
больше чем на 1-2 года., а следовательно, быть уверенным в своем экономическом
статусе на значимый период. Презентации, настроенные на несуществующий, но
желаемый экономический статус становятся не фрагментарным, а массовым способом
ориентирования в обществе.
Андреева Ольга
Юрьевна –
кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии Пермского
государственного технического университета. culture@pstu.ru
[i] Исследования Фонда «Бюро экономического
анализа». «Формирование среднего класса в России». http://www.beafnd.org/
[ii] Исследования Фонда «Бюро экономического
анализа». «Формирование среднего класса в России». http://www.beafnd.org/
[iii] О.С. Дейнека.
Экономическая психология. – СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. С. 118.
[iv] З. Бауман. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Издательство «Весь мир», 2004. С.122-123.