Андреева О.Ю.

Экономическая идентификация и экономическая презентация

 

Находясь в сложной сети социальных взаимодействий, индивид использует различные способы установить и сохранить необходимые контакты. Презентация является достаточно эффективным способом реализации данных целей. Виды и техники презентации детерминированы основаниями для взаимодействий, т.е. сферами, в рамках которых формируются соответствующие отношения. Индустриальное общество, а также индустриальная культура, приоритетными подразумевают экономические категории, а их рациональность имеет явно выраженный экономический смысл. При этом в данном случае будем считать, что презентация подчинена процессу идентификации, является его отражением, а, иногда, его поддержкой.

Вопрос о взаимосвязи и соотношении идентификации и идентичности периодически становится актуальным в научных дискуссиях. В зависимости от того, какая парадигма задает тон научному дискурсу, происходит апелляция либо к стратификационным категориям, либо к сетевым.

Стратификационный подход оперирует известным набором понятий: идентификация, идентичность, самоидентификация и т.д. При этом,  идентичность полагается заключающим элементом процессов идентификации, самоидентификации и т.п.  Теория стратификации включает экономические критерии, которые занимают в иерархии доминирующее место, особенно при обозначении характеристик среднего класса[i]. Тогда достижением идентичности будет освоение и принятие всех основных смысловых характеристик, присущих заявленной позиции. Желаемую идентичность в экономической культуре можно сравнить с комплектом одежды. Человек выбирает этот комплект для себя, своими действиями создавая дорогу к этому комплекту. Если он достигает его, и данная одежда приходится впору, то носит ее длительное время, пока либо ему самому не становится в ней неудобно (что реже), либо по наблюдениям других она не перестанет ему соответствовать (что чаще). Тогда начинаются  поиски нового комплекта и его обретение. Естественно,  этот процесс переплетен со многими другими, т.к. поиск идентичности затрагивает не только экономическое содержание образа. Следовательно, экономическая  презентация детерминируется экономической же обстановкой и соответствующими ей идентификационными процессами.

Рассмотрим известную экономическую иерархию, отраженную в стратификации. Одним из ее основных критериев будет материальное положение (которое всегда можно выразить в денежном эквиваленте). Этим же будут определяться и презентационные техники. В самом простом и  распространенном виде это будут демонстрации, изменяющие свою откровенность и понятность форм в зависимости от «зрителей». Напрямую хвастаться деньгами, т.е. их количеством возможно только на нижних этажах. Поэтому, перемещаясь вверх, деньги начинают выступать через свои «общественно значимые» эквиваленты. Это будут зримые инвестиционные вложения в виде недвижимости, либо драгоценности разного вида, либо обучение детей в дорогих школах, и т.д. Верхний уровень подразумевает демонстрацию богатства, понятную в основном посвященным. Здесь уже присутствуют вложения в предприятия, в собственную внешность через возвращение и продление молодости, в оригинальное хобби и коллекционирование. Подразумевается, что все эти направления должны присутствовать в комплексе. При этом демонстрация может быть и «бьющим в глаза богатством», и иметь вид, который сложно оценить неподготовленному человеку, недоступности соответствующих образцом для соотнесения. В женских журналах на этот счет существует понятие «изысканная простота». То есть оценить презентацию определенные зрители (на которых она не была рассчитана) могут только с помощью специальных переводчиков, пересчитывающих видимые предметы и сюжеты вновь на банальные денежные знаки.

Также распространены ситуации, когда целью презентации является создание представления о жизни по образцу «не ниже, чем». Т.е., индивиды демонстрируют, (а общество этого требует), чтобы был предъявлен экономический уровень не только соответствующий существующему положению, но и ориентированный значительно выше. При этом, неадекватность презентации существующему экономическому статусу заставляет направлять имеющиеся ресурсы только в одну сторону, индивид вынужден выбирать наиболее выигрышный по его мнению вариант. Это может быть показ здоровья, внешности или демонстрация необычной и дорогостоящей коллекции. В любом случае, данное направление будет единственным, претендующим на новый статус, остальные не только не будут охвачены презентационными техниками, но и перейдут на период презентации в латентное состояние.

Современные исследователи усиливают коннотации иного подхода к развитию и трансформации  структуры общества. Этот процесс детерминируется развитием  глобализации и  индивидуализация и в мире. Экономическая составляющая, тем не менее, сохраняет свое значение. Она лишь меняет акценты, мимикрирует, продолжая при этом задавать условия не только для мобильности как значимого критерия, но и для возможности индивида принадлежать к той или иной группе (З. Бауман, Э. Гидденс). Верхние уровни: элита и приближенные к ней, формируют и новые идентификационные стратегии. Главным изменением здесь будет исчезновение идентичности как четкого и стабильного образа[ii].(2) Эта тенденция значима для любого общества в состоянии трансформации. Теперь идентификация – это процесс, который не имеет однозначной, стабильной концовки. Достигая определенного результата, человек выясняет, что этот результат изменил смысл, нужно определять новый путь и его финал: «Так, портрет успешного агента по страхованию жизни по многим параметрам далек от типичного экономически успешного или востребованного на рынке труда стандарта… Такой неблагоприятный для экономико-психологической адаптации параметр, как высокая эмотивность, характеризующий группу успешных агентов по страхованию жизни, оказался не просто уместным, но необходимым в их деятельности»[iii].

Презентационные техники старого периода теряют эффективность, шаблоны не успевают сформироваться. То, что раньше было маргинальным, становится приоритетным: «Нас выбросили в открытое море без навигационных карт, а все бакены скрылись под водой настолько, что их почти не видно, так что выбирать мы можем только одно из двух: радоваться захватывающей дух перспективных открытий или дрожать от страха, что можем утонуть. Есть еще одна возможность, на самом деле не слишком реальная – попытаться найти убежище в безопасной бухте; но можно поспорить, что то, что сегодня кажется тихой гаванью, вскоре подвергнется модернизации, и на месте солидных лодочных хранилищ появятся парк развлечений, набережная для прогулок и переполненная пристань для яхт»[iv].  Путешествия и перемещения в спонтанном режиме, куда понадобиться утром, раньше были уделом праздных, либо бездомных, либо авантюрных личностей. Сегодня это возможно лишь для свободных, обеспеченных и уважаемых граждан. Смещение акцентов в понятии времени и пространства приводит к перевороту в жизненных стратегиях. Да и сами стратегии перестали быть стратегиями. Чтобы так называться протяженность планов должна быть не менее 8-10 лет. В переходном обществе сложно зафиксировать работу больше чем на 1-2 года., а следовательно, быть уверенным в своем экономическом статусе на значимый период. Презентации, настроенные на несуществующий, но желаемый экономический статус становятся не фрагментарным, а массовым способом ориентирования в обществе.

 

Андреева Ольга Юрьевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры культурологии Пермского государственного технического университета. culture@pstu.ru

 

 



[i] Исследования Фонда «Бюро экономического анализа». «Формирование среднего класса в России». http://www.beafnd.org/

[ii] Исследования Фонда «Бюро экономического анализа». «Формирование среднего класса в России». http://www.beafnd.org/

[iii] О.С. Дейнека. Экономическая психология. – СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. С. 118.

[iv] З. Бауман. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Издательство «Весь мир», 2004. С.122-123.