Писарева М.М.

Техники офисных презентаций.

В общих чертах офис можно описать как социальное образование, локальное и вмещающее в себя комплекс социальных взаимодействий, обладающих всеми необходимыми элементами. Офисы являются средой, благоприятной для постановки разного рода презентаций. Во взаимодействиях офис-служащих можно проследить развертывание различных сценариев презентаций. Их анализ позволяет проникнуть «за кулисы» институционального порядка жизни современного офиса.

Материалом для данной работы стали этнографические эссе студентов заочного отделения ПГТУ получающих образование на различных специальностях экономического профиля. Студентам было предложено выполнить этнографическое описание офисной жизни по теме: «Ритуалы на рабочем месте».[i] Ритуал – устойчивые образцы поведения, которым следуют не раздумывая. В то же время, конкретные ритуальные практики, по мнению И. Гофмана, помогают наблюдателям определить, какую именно роль исполняет действующий индивид. В представленной статье автор опирается на разработанный И. Гофманом драматургический подход, применяя его методологические схемы для интерпретации стратегий взаимодействия в современной офисной среде.

Остановимся подробнее на методологии социологических исследований И. Гофмана. В книге «Представление себя другим в повседневной жизни» И. Гофман анализирует механизмы построения коммуникации, как между индивидами, так и между командами. Коммуникация осуществляется в двух видах – процессе произвольного и непроизвольного самовыражения. Первый вид представляет собой распланированное, подготовленное и контролируемое представление определенных качеств исполнителя, второй является его противоположностью. Но любое исполнение «социализируется» – «подгоняется под понимание и ожидания общества, в котором оно протекает»[ii]. Таким образом произвольное представление конструируется исполнителем с учетом ожиданий и стереотипов предполагаемой аудитории, которая будет внимать данному исполнению.

Исполнение в целом Гофман называет социальным взаимодействием, которое формируется следующим образом. В рамках некоторой ситуации взаимодействуют два исполнителя или команды, совместно вырабатывающие правила социального взаимодействия. С другой стороны, на это взаимодействие влияют структуры, независящие от индивидов – институционализированные нормы. При соединении двух этих элементов и формируется социальное взаимодействие или интеракционный порядок.

В книге «Представление себя другим в повседневной жизни» автором представлен детальный анализ каждого из элементов социального взаимодействия, включая исполнителя и аудиторию. Каждое исполнение осуществляется в рамках социального образования, которое представляет собой «какое-нибудь пространство, окруженное более или менее закрепленными барьерами, препятствующими чужому восприятию»[iii]. Эта ограниченность в пространстве позволяет локализовать все действо и выделить в нем конечные и относительно простые элементы, поддающиеся контролю со стороны исполнителя: передний план представления и закулисье.

Наиболее доступно для наблюдение исполнение, спроецированное на переднем плане, той области, где исполнитель играет подготовленную и отрепетированную роль для конкретной аудитории. Для наиболее эффективного представления этой роли исполнителю необходима рекреационная зона – закулисье, где у него была бы возможность привести в порядок личный передний план (внешность, атрибутику), отрепетировать продолжение роли и подвергнуть рефлексии уже сыгранное исполнение. В тоже время Гофман отмечает взаимозаменяемость этих зон. Так передний план в другое время может с успехом служить задней зоной исполнения.

В рамках социального взаимодействия индивид может разыгрывать одну из ролей, представленных в структуре конкретного сообщества, тем самым, претендуя на обладание соответствующей социальной позицией, статусом. Но возможен и другой процесс – «ролевое предпринимательство», в рамках которого действующий индивид стремится создать новую позицию, «с такими обязанностями, которые благоприятны для проявления свойственных ему качеств»[iv].

Результатом правильного исполнения представления становится определенное «социальное Я», которое аудитория склонная приписывать удачливому исполнителю. Это социальное «Я» не тождественно самому исполнителю, который обладает множеством ролей – для каждого конкретного исполнения. Но существует ряд причин, по которым исполнение может сорваться, и тогда индивид теряет возможность приобрести право на тот или иной статус в глазах определенной аудитории. И эти препятствия, по мнению Гофмана, являются предметом интереса социолога: «социолог хочет знать, какого рода впечатления от реальности способны потрясти воспитанное впечатление о реальности, а вопрос о том, что же такое реальность практически, можно оставить другим ученым»[v].

В изучаемых автором офисах исполнителями могут выступать как отдельные индивиды, так и команды. Рассмотрим вначале вариант командного представления.

Наиболее наглядным примером является социальное взаимодействие руководителей и сотрудников. Руководитель обладает возможностью создания ролевой дистанции, как за счет своего формального положения, так и пространственно – за счет отдельного кабинет. Кроме того, кабинет для руководителя служит «зоной заднего плана». Среди эссе, вошедших в анализ, не представлено работ руководителей, поэтому презентации руководителей возможно рассматривать только с точки зрения подчиненных.

В любом взаимодействии, как руководитель, так и коллектив могут рассматриваться и как исполнители, и как аудитория. Проиллюстрируем это следующим примером: «Корпоративные вечеринки превращаются в ритуальные пляски. Ходим мы туда в добровольно-принудительном порядке, поскольку нашему самому большому начальству «очень приятно видеть там всех»[vi]. В данной ситуации работники, как аудитория, демонстрируют такт по отношению к исполнителю-начальнику, который стремиться продемонстрировать отеческое отношение через «пожелание» совместных сборов «одной большой семьей». Как исполнители работники тут демонстрируют ориентацию на пожелания руководителя и дают именно то представление «лояльности», которое желает видеть начальник. В любом случае, содержание презентаций выходит за профессиональные рамки.

Ритуальные практики чаепития выполняют ту же функцию, что и кабинет руководителя. Они позволяют коллективу уединиться в «зоне заднего плана», которая позволяет им восстановиться для дальнейшей презентации. В некоторых случаях перерывы на чай или кофе проводятся в отдельном помещении, например, в чайной комнате или вообще в близлежащем кафе, но в большинстве случаев они проводятся прямо в офисном помещении. В это время кабинет, место действия, или передний план в терминах Гофмана, превращается в «зону заднего плана»: «Закрывается дверь на ключ, тем самым, давая понять другим, что у нас очень сплоченный отдел, дружный и обособленный от других»[vii]]. Здесь становятся возможными такие действия, как обсуждение действий и самой личности руководителя, личных и семейных проблем, подновление макияжа и приведение в порядок одежды. Что позволяет в дальнейшем эффективно продолжать трудовой день.

Вернемся к индивидуальным презентациям офисных сотрудников. Чаепития и здесь имеют огромное значение. Роль служащего в российских офисах непременно включает в себя демонстрацию внепрофессиональных качеств. Для успешного исполнения представления в служебной ситуации индивид должен привлекать собственные внерабочие качества. Как правило, это происходит во время тех же чаепитий и перерывов на обед. Здесь происходит активная демонстрация достижений в личной жизни: «Это [чаепитие] помогает лучше настроиться на длинный рабочий день, обсудить темы не связанные с работой, что помогает людям больше узнать друг о друге, об их жизни за пределами работы»[viii].

Другим внепрофессиональным источником признания служат различные досуговые мероприятия, проводимые в организациях. Здесь исполнитель представляет собственные спортивные достижения, литературные и творческие способности. Можно предположить, что подобные мероприятия несут две функции: более рациональная заключается в том, что индивид получает возможность представить собственные положительные качества, которые могут быть полезны в его профессиональной деятельности, но презентация которых не получилась в ходе выполнения прямых функциональных обязанностей. В этом случае исполнитель может добиться более высокого профессионального статуса благодаря учету этих качеств руководителями.

Следующее значение досуговые мероприятий в меньшей степени ориентировано на профессиональную часть жизни офиса. Здесь исполнитель, демонстрируя внепрофессиональные качества, добивается признания у аудитории и получает более высокий статус вне зависимости от эффективности собственной функциональной деятельности. Последнюю описанную ситуацию можно рассматривать как «ролевое предпринимательство» в рамках офиса, т.е. исполнитель компенсирует недостаток профессиональных качеств, нежелание или неполную возможность их реализации, добиваясь признания в смежной сфере и с не меньшим результатом: «Происходит награждение участников соревнований, занявших призовые места в день здоровья. Им вручают грамоты, кубки, денежные призы. Конкурсы на лучшую оду или тост в честь фирмы»[ix].

В ряде организаций профессиональная, производственная деятельность вообще оказывается подчиненной личностному взаимодействию. И презентация собственного человеческого расположения к коллегам оказывается важнее, нежели выполнение прямой работы: «Для многих основная цель пребывания на работе – общение. Если у кого-нибудь из сотрудников случается день рождения, то работа отдела останавливается. Тут уже не до общения с клиентами»[x]. Акценты в ходе повседневных презентаций на внешнем виде и личностных качествах также можно отнести к внепрофессиональным методам получения желаемого статуса. При описаниях коллег авторы анализируемых эссе чаще рассказывали о внешности и личностных качествах, нежели о профессиональных достижениях.

В обоих случаях, и в командных презентациях, и в индивидуальных, исполнителям необходимо демонстрировать внепрофессиональные качества. Отсюда можно сделать парадоксальный вывод: нарушение успешного представления, а, следовательно, и отказ в получении исполнителем желаемого статуса, может произойти не только, и не столько, вследствие неудачного представления профессиональных качеств, сколько личностных, не связанных с выполнением функциональных обязанностей. Можно предположить, что сотрудник, не принимающий участия в досуговых мероприятиях, не присоединяющийся к чаепитиям и держащий в секрете свои семейные тайны, скорее будет отвергнут коллективом и организацией в целом, нежели сотрудник, допускающий ошибки в производственной деятельности.

Второй вывод, который можно сделать: внепрофессиональные презентации в офисах приобретают статус институционализированных, независящих от индивида условий, определяющих социальное взаимодействие офис-работников. Именно на эти институционализированные практики должен ориентироваться индивид при создании собственной презентации.

Кроме того, внепрофессиональные практики, бытующие в офисах жизненно необходимы для их успешной деятельности, поскольку обеспечивают компенсацию усилий, затрачиваемых в ходе профессиональных презентаций.

 

Писарева Мария Михайловна - аспирант кафедры культурологии Пермского государственного технического университета. culture@pstu.ru

 

 

 



[i] Общее число работ – 114. Большинство авторов работ – сотрудники коммерческих фирм: торговые организации, промышленные предприятия и т.д., которые функционируют в рыночных условиях.

[ii] Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «Наука». 2000. С.67 – 68.

[iii] Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «Наука». 2000. С. 294.

[iv] Там же. С. 295.

[v] Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «Наука». 2000. С. 101.

[vi] Работа №43 – женщина, сотрудница коммерческого банка.

[vii] Работа №9 – женщина, товаровед.

[viii] Работа №2 – женщина, бухгалтер.

[ix] Работа №37 – женщина, секретарь.

[x] Работа №64 – женщина, бухгалтер-кассир подразделения промышленного предприятия.