Яковлева В.В.

Презентация американских и европейских образовательных практик в советской школе 1920-х годов.

В процессе реформирования школы в первое десятилетие советской власти активно использовался опыт европейских и американских педагогических экспериментов. Наибольшей популярностью пользовался метод, созданный американским философом-прагматистом Джоном Дьюи. Непосредственным руководством практикой внедрения инокультурного опыта осуществлялся руководителями главных педагогических ведомств А.В. Луначарским – наркомом просвещения и Н.К. Крупской – председателем Государственного Ученого Совета (ГУС). Для того чтобы добиться массового использования американской педагогической теории и практики власть использовала все возможные на то время ресурсы для ее презентации.

Первый способ презентации – использование печатного слова в отраслевой периодике. Главной трибуной, с которой пропагандировался так называемый «американский метод» был журнал «На путях к новой школе» – печатный орган Научно-педагогической секции ГУСа, главным редактором которого в 1920-х гг. была Н.К. Крупская.

Учителям, да и самой себе, необходимость заимствования власть объясняла следующим образом. Во-первых, на момент первого послереволюционного десятилетия еще не было создано специальной марксистской педагогики, которая бы отвечала всем классовым и идеологическим требованиям. Для ускорения процесса пользовались уже готовыми теориями, произведя «жесточайшую ревизию всех педагогических систем прошлого, осторожно отфильтровывать тот опыт, который может пригодиться, и беспощадно отрывать все, что служило и служит узко-классовым интересам»[i]. Подобные сентенции о внимательном и аккуратном прочтении сопровождали рекомендации к использованию идей Д. Дьюи, иногда со ссылкой на фамилию, иногда без.

Первое, что объяснялось учителям – американская школа максимально приближена к образцовой: «…новой России нужна школа американского типа»[ii] - писала Крупская в одной из своих статей. Крупскую привлекала свобода школы от административного надзора со стороны государства. В США не было никакого министерства, которое бы заведовало образованием. Все вопросы, связанные с функционированием каждой отдельной школы, выработка плана занятий, программ, установление внутреннего школьного расписания входило в обязанности школьных инспекторов, которых выбирали школьные комиссии.

В дореволюционных публикациях и статьях, относящихся к первым годам переустройства общества на новых социалистических началах, об американской школе Крупская почти всегда говорит в превосходной степени: «Нигде оно /дело народного образования/ не стоит на такой высокой ступени, как в Северной Америке. Нигде народная школа не дает так много, не подготовляет так к дальнейшему самостоятельному развитию, нигде так не приспособляется к потребностям населения и общественного развития, как в Америке. Европейские педагоги лишь на 0,99 переживают педагогические идеи, получившие уже широкое применение в Соединенных Штатах»[iii] (статья 1913 года). Более того, она склонна идеализировать американскую школу: «в американской школе сын поденщика и сын Рузвельта сидят на одной скамье»[iv] (статья 1919 года).

Кроме настоятельных рекомендаций к использованию «американского метода», объяснения необходимости этого власть активно издавала работы Дьюи. Не смотря на острый бумажный кризис, который переживала советская Россия в начале 20-х годов, почти все работы Дьюи издавались двумя – тремя тиражами. Всего за период с 1918 по 1925 год работы Дьюи выдержали 14 изданий. После 1925 года Дьюи в Советском Союзе не издавался.

О том, какое значение придавалось сочинениям Дьюи в советской России, говорит тот факт, что издание его работ ставилось на первый план в один из самых сложных периодов становления советской власти. 4 марта 1921 года в Малый СНК из отдела Запада Государственного издательства была отправлена записка следующего содержания: «Ухудшающаяся все более и более положение с полиграфическим производством печатной бумаги давно уже поставили перед Государственным издательством вопрос о необходимости печатания книг, особенно научного учебного характера, за границей; тем более что одновременно с падением возможности печатания в России рост потребности в книге поднялся до чрезвычайных размеров … единственным местом, где печатание книг может производиться быстро и дешево является Германия.

… В настоящее время …имеется в совершенно готовом /виде/ к сдаче в набор 34 книги, список которых приводится ниже. …Все эти 34 издания принадлежат к числу первоочередных по своему характеру. И по внешнему типу /т.е. формат, количество страниц, качество бумаги – В.Я./, который предполагается им придать распадаются на 4 группы: первая и вторая группа содержат 13 наименований естественнонаучных учебников для ВУЗов; четвертая – 10 наименований научно-популярных изданий и книг для детей;  третья группа книг – 11 наименований – педагогического содержания, из которых 7 – практические рекомендации по тем или иным предметам, и 4 – теоретические работы, а именно:  две работы Д. Дьюи «Школы будущего» и «Психология и педагогика мышления» и две работы Н.К. Крупской «Народное образование и демократия» и «Вопросы народного образования»[v]. В 1921 году во время жесточайшего кризиса, в том числе и бумажного, Государственное издательство – «предприятие, находящееся в ведении Наркомпроса»[vi], считало необходимым, во что бы то ни стало издать две работы Джона Дьюи, наряду с работами Надежды Константиновны Крупской, в 20-е годы являвшейся главной в советской педагогической мысли. Тем самым мы можем назвать Д. Дьюи одним из тех западных педагогов, на основании теорий которых строилась советская педагогика.

Работы Дьюи входили в курсы истории педагогики, более того американская педагогика изучалась по Дьюи, как например, в разработанном В.Н. Шульгиным учебном курсе «История трудовой школы». В теме изучающей теорию Дьюи, единственного из всех упомянутых авторов (Кершенштейнер, Лай, Гансберг и др.) одной из учебных задач стоит решение вопроса «что надо отвергнуть и что принять»[vii] в его теории. А. Залкинд также рекомендует «новейшую педагогику изучать преимущественно по оригиналам», он рекомендует для подобного изучения работы Кершенштейнера «Трудовая школа», «Основные вопросы школьной организации», В. Лая «Школа действия» и Д. Дьюи «Школа и общетсво», «Школа и ребенок», «Введение в философию воспитания», «Школы будущего»[viii]. Списки рекомендованной литературы для работников просвещения содержали в себе работы Дьюи. 1-й Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию созванный 25 апреля 1919 года рекомендовал для библиотек по дошкольному воспитанию две работы Дьюи «Психология и педагогика мышления» и «Школа и общество»[ix]. П.П. Блонский в книге «как организована школа в Западной Европе и Америке» «особенно рекомендует»[x] работу Дьюи «Школы будущего» для изучения постановки дела в американской школе, которую называет «наиболее интересной»[xi]. Знать этапы становления массовой школы, через которые уже прошли Европа и Америка, их педагогические эксперименты Блонский считает необходимым для ускорения процесса создания массовой школы.

Как мы видим, советская власть была заинтересована в распространении столь необходимых для того периода новых методик и практик преподавания в школе. Их презентация осуществлялась непосредственно властью, при использовании многих своих ресурсов. В результате учителя получали новые готовые педагогические рецепты, одобренные властью, власть же, позиционировала себя как прогрессивную, умеющую быстро ориентироваться в изменившейся сложной ситуации.

 

Яковлева Валерия Валерьевна – кандидат исторических наук, доцент кафедры культурологии Пермского государственного технического университета. culture@pstu.ru

 



[i] А. Залкинд Марксизм в педагогике (история педагогики) // Работник просвещения 1923 № 9. с.16.

[ii] Крупская Н.К. Педагогические сочинения т.2 с.36

[iii] Крупская Н.К. Педагогические сочинения т. 1 с.203

[iv] Крупская Н.К. Педагогические сочинения т. 2 с. 54

[v] Докладная записка в Малый СНК / ГАРФ Ф.395. Оп.13. Д.1. Л.97.

[vi] Положение о Государственном издательстве / ГАРФ Ф.395. Оп.1. Д.52. Л.1.

[vii] Шульгин В.Н. К истории трудовой школы. Цели курса. // Работник просвещения 1923 № 15. с.10.

[viii] Залкинд А. Об изучении марксисткой истории пелагогики // Работник просвещения 1923 № 15. с.8.

[ix] Список рекомендуемых книг для библиотек по дошкольному воспитанию / ГАПО Ф.р-23. Оп. 1. Д.21. Л.76-77.

[x] Блонский П.П. Как организована школа в Западной Европе и Америке? М., Внешкольное просвещение, 1917. с.48.

[xi] там же, с. 3-4.