Чащухин А.В.

Презентационные техники советского учителя 1950-н. 1960 - х гг.

Обычно презентация и идентификация понимаются как взаимосвязанные, хоть и не тождественные друг другу социальные процессы. Условно соотносимые как внешние и внутренние, процессы презентации и идентификации направлены соответственно на «маску» и «личность». Эти процессы не противопоставляются, а взаимообуславливают друг друга. В предыдущих исследованиях на эту тему делалась попытка реконструировать самоидентификацию учителей 1950-начала 1960-х гг. В этой работе наше внимание будет сосредоточено на презентационных техниках этой социокультурной группы.

«…Аторитет учителя создается не только в классе, не только в стенах школы. Он создается или теряется в быту. Личная жизнь у нас неразрывно связана с общественно-политической…Люди вправе ждать от педагога, человека высокой сознательности, примера в соблюдении правил социалистического общежития. Но разве нет случаев, когда учитель вместо того, чтобы культурой своего поведения задать тон среди окружающих, ввязывается в бытовые склоки, различные мелкие дрязги, нечистоплотен в быту. Личная жизнь педагога тоже должна воспитывать окружающих». Этот отрывок, обнаруженный в личном фонде известного в Перми преподавателя и начальника Облоно Т.Е. Ивановой представлял заготовку для диспута «Каким должен быть советский учитель-воспитатель»[i]. Очевидно, что мы имеем здесь дело с эталонным образом преподавателя. Правомочно ли говорить о презентации применительно к эталону педагога? Скорее всего - нет. Само понятие презентации подразумевает наличие некоего «закулисья», рекреационной зоны, где поведение человека может быть отличным от публичного. Идеал учителя – общественника и в быту и в школе гордо выполняющего свою священную миссию предполагает абсолютное совпадение презентации и идентификации, а точнее – поглощение первого вторым. Было бы наивным полагать, что эталон совпадал с реальными поведенческими моделями. Речь все-таки идет о представителях, хоть и мифологизированного, но все же не архаического общества. В самом отрывке, кстати, содержится указание на различие между образом и реальными людьми. Попытаемся разобраться в том, где преподаватель мог скрыться от зрителей и найти упомянутые выше «кулисы». Начнем с того, что И. Гофман называл «декорациями», т.е. внешней, чаще всего неподвижной обстановкой для презентации[ii]. Для педагога 1950-х символическая иерархия школьного пространства была намного жестче, чем для современного учителя. Казалось бы, школа того времени, как и сейчас, имела условную троичную структуру, отражающую позиции основных участников взаимодействия – администрацию, учителей и учеников. Степень сегрегации и закрытости между этими зонами была значительно выше, чем сейчас. «Да мы ведь, в то время, такого контакта, как допустим последние года там, контакт, вот если судить по фильму «Доживем до понедельника», да по другим фильмам, где контакты между учениками и учителями довольно тесные в этих фильмах, а у нас не было таких тесных»[iii]. При этом «восходящее проникновение» (например ученика в учительскую) оказывалось строго регламентированным, а «нисходящее проникновение» осуществлялось свободно. С этой точки зрения учитель был в состоянии скрыться в учительской от учеников, но нигде не мог «спастись» от своих коллег и тем более – директора. «… а я вдруг тоже заявила: «а у меня тоже для дорогого гостя есть бутылочка вина». Все – это все уже было донесено директору. Меня вызвали на ковер и стали допытывать: «Это какой дорогой гость?». И мне стали говорить, тут конечно профорг, парторг, и стали меня все воспитывать, говорить, что я позорю честь солдатки, потому что муж служит в армии. Я – солдатка, оказывается. Я никак не могла понять, чем я позорю»[iv]. Презентационные техники 1950-х в сравнении с современностью отличались большей степенью публичности. В процессе развития кабинетной системы педагог получил небольшие, относительно приватные пространственные зоны: кабинет от которого имеются свои ключи, лаборантская, где могут храниться личные вещи и можно переодеться. Иными словами современный педагог часто может скрыться «за кулисы», уйти в «приватизированную гримерку», вход в которую для посторонних не столь открыт. Иной ситуация была в 1950-е гг. Кабинетная система только начинала формироваться. В принципе любая пространственная зона, в которой оказывался преподаватель, была открытой либо для учеников, либо для коллег. Учительская могла выполнять функцию «заднего плана исполнения» только по отношению к ученикам. Настоящим же «закулисьем» для преподавателя мог служить только дом. «И самое что интересное, они никогда, я вот не помню, были ли они замужем»[v]. В известных пределах, личная жизнь могла дистанцироваться от работы. При всей несформированности городского пространства Перми того времени, все же у учителя, как и у любого горожанина, была хоть небольшая, но возможность относительно изолированного существования от школы в другом районе, сельские учителя, к примеру, были лишены и этого.

Неотъемлемым элементом презентации всегда выступает внешний вид. Скромность в одежде, которую отмечали все интервьюируемые, во многом была следствием финансовых тягот. Однако одной экономикой не объяснить относительного однообразия в манере одеваться. Вариантов было не много: костюм темных тонов, состоящий из юбки в комплекте с пиджаком или светлой кофточкой – блузкой. Обязательной обувью были туфли (ни в коем случае не сапоги и не валенки). Последнее, кстати, могло быть обременительным с финансовой точки зрения. Классическим символом учительской прически были собранные в узел сверху волосы[vi]. Очевидно, что функции подобной «униформы», элементы которой встречаются до сих пор у пожилых педагогов, сводились к необходимости «объединяться и отделяться». Вместе с тем, в начале 1960-х гг. на этот стиль начинают воздействовать новые культурные эталоны зарождающейся городской среды. Иные культурные ориентиры, воздействовали и на презентационные техники. Естественно, что коль речь идет преимущественно о педагогах-женщинах, наиболее серьезным испытанием для презентации на рубеже 1950-60-х гг. становилась мода. «…Не понимаю я, как это накрашенная, нелепо завитая  наманикюренная учительница смеет обличать в учениках ложь, обман, нечестность, если вся ее внешность – кричащая ложь, обман и нечестность?! Многие люди в наше время настолько привыкли к позорным заимствованиям от растленной западной буржуазии украшениям своей внешности, что считают их нормой, а «пуритан» вроде меня – чудаками, людьми музейными, а то просто выжившими из ума. Ложное понятие о внешней красоте внушается и детям»[vii]  Гнев опытного преподавателя А.М. Топорова на страницах «Учительской газеты» в 1962 г. был понятен многим. А.М. Топоров просто отказывает многим молодым педагогам в праве нести высокое звание советского учителя, одновременно с этим утверждая собственную профессиональную и социальную идентичность. Его оппоненты, по всей видимости, считали иначе. В частном споре, попавшем на страницы ведомственной газеты, отражался конфликт презентаций и связанных с ними идентификаций, проявившийся в послесталинскую эпоху в городском сообществе, в том числе, и в сообществе педагогическом. Для опытного преподавателя со стажем, чья профессиональная социализация была укоренена в сталинском мифе, презентация и идентичность сливались в эталоне. Изменения внешнего облика воспринимались им как угроза внутреннему миру, аналогично тому, как внешний вид, напоминающий «стиляг» автоматически ассоциировался с девиантностью и антисоветчиной.

Презентационные техники, как и самоидентификацию педагога того времени можно охарактеризовать как кросскультурную ситуацию, для которой было свойственно далеко идущее несовпадение культурных осей. Учитель, вынужденный выполнять двойственную роль профессионального педагога, разбирающегося в преподаваемой дисциплине и партийца, беззаветно преданного идеалам коммунизма, бесконечно скромного, образцового, простого советского человека. В школе возникали ситуации, при которых эти разнородные культурные свойства взаимно усиливали и дополняли друг друга. Вероятно, легче всего было синтезировать эти свойства историку-обществоведу. В ситуациях иных расхождение приобретало такие масштабы, что педагог был вынужден обращаться к социальным шизопрактикам. Примером таких практик является попытка использовать номенклатурный язык в профессиональных целях, например, обвинять учителя по аналогии с Г.К. Жуковым в бонапартизме за грубое отношение к детям[viii]. В одном случае партийность подчиняла профессионализм; в другом профессионализм оттеснял партийность на периферию поведения. Мы изрядно упростили бы картину, если бы не приняли противоречивые тенденции  воспроизводства и развития тогдашней городской среды, оказывавшей существенное воздействие на исполнение любых социальных ролей: политических и профессиональных. Культурные разрывы и пробелы одним из своих последствий имели возрастающее чувство отчуждения от социальных институтов, что проявлялось в девиантном поведении и иных выражениях социального аутизма.

 

Чащухин Александр Валерьевич – аспирант кафедры культурологии Пермского государственного технического университета. ist75@mail.ru



[i] ГАПО.Ф. р-1449.Оп.1.Д.80. Личный фонд Т.Е. Ивановой.Л.41.

[ii] Здесь и далее имеется ввиду: И.Гофман. Представление себя другим в повседневной жизни. М.2000.

[iii] Из интервью с пенсионером В.А. Ч-ным, бывшим учащимся школы № 47 г. Молотова.

[iv] Из интервью с преподавателем школы № 22 А.Г. К-ной.

[v] Из интервью с пенсионером В.А. Ч-ным, бывшим учащимся школы № 47 г. Молотова.

[vi]Сведения о внешнем виде взяты из интервью:

1. с пенсионером В.А. Ч-ным, бывшим учащимся школы № 47 г. Молотова.

2. с преподавателем школы № 22 А.Г. К-ной

3. с преподавателем школы № 22 П.М. Е-вым

4. с преподавателем школы № 22 Г.К. Ш-ной.

[vii] Основы советской культуры. Заметки старого учителя // «Учительская газета» от 4.08.1962.

[viii] О номенклатурном языке учителей-партийцев см. статью: Чащухин. А.. В. Номенклатурный язык в речевых практиках педагогов-партийцев второй половины 1950-х гг. // Номенклатура и номенклатурная организация власти в России ХХ века. Пермь 2004. С. 216 - 223