Зотин М.С.

Презентация и дизайн в современной культуре

ХХ век характеризуется невероятно динамичным историческим процессом. В течение жизни одного поколения происходят глобальные переломы в социальной, культурной, политической и других сферах жизни. Внешнее ускорение времени перестает соответствовать такому же внутреннему переживанию. Резкое увеличение масштабов и разнообразия информационных потоков и возможностей выбора, а также возрастание интенсивности культурных связей и обменов ведет к формированию специфического, иного, чем прежде типа общества и субъекта.

Особую рельефность приобретает ситуация, сложившаяся в России в условиях ускоренного преобразования, трансформации общественного устройства. Распад прежних систем идентификации позволяет говорить о возникшем состоянии неопределенности и неустойчивости, которое обусловлено отчасти еще и тем, что в российской культуре все ее этапы существуют достаточно обособленно, без адекватной преемственности.

Такой социальный феномен как презентация позволяет зафиксировать постоянно незавершенное и неопределяемое Я. Я, которое всегда в пути становления-разрушения. Но фиксация эта происходит путем усвоения преимущественно внешних атрибутов.

Презентация – процесс создания видимой, понятно сформулированной оболочки, целостный «рассказ о себе», процесс расстановки видимых акцентов в потоке неопределенности, представляющей безмерную сложность мира и человека в мире. Презентация – форма формы, которая постоянно ограничивает то, что формируется и задает стимулирующее противоречие.

Презентация сегодня рассчитана на мгновенный «ударяющий» эффект, подобно хепенингу, перформансу, инсталляции и другим жанрам современного искусства. Презентация сегодня – это, прежде всего, «зрелище», при чем «зрелище» сиюминутное с превалированием зрительных образов, минимумом вербальной информации. Это объясняется стремлением не вызывать затруднений при восприятии, поскольку современный человек испытывает избыток информации.

Презентация – это не притязание на истинное обозначение подлинника, это игра, необходимое для присутствия повторение самого себя, удвоение, маскировка.

Сложность определения Я приводит к социокультурному и персональному конструированию реальности. Как и вся культура современного общества, презентация носит проектный характер.

Дизайн и презентация находятся в сложной взаимосвязи и проникают во все сферы жизни человека. Дизайн со своим многообразным арсеналом средств и предметов, который сегодня расширяется от проектирования единичных элементов до проектирования социального события, является эффективной формой влияния на поведение и сознание человека.

Одно из пересечений презентации и дизайна происходит при создании фирменного стиля, «делании» брэнда (образа, легенды, мифа), имиджа (видимого «портрета», сопряженного с внешней стороной), «лица». Под фирменным стилем понимается совокупность организационно-изобразительных приемов, формирующих узнаваемый «родовой» образ продукции конкретного производителя или объектов, связанных с его деятельностью: производственных зданий, служб сервиса и т. д. Развитие презентационной практики подтверждается следующим фактом: графическая реклама – ветвь дизайнерского творчества, в которой проектируется визуальный имидж компаний, фирм и других организаций сегодня прочно занимает одно из первых мест в России наряду с не менее актуальным проектированием интерьеров – всем тем, что создает «лицо». Возрастает также количество средств, целенаправленно вкладываемых не на увеличение сиюминутных продаж и на рекламу конкретных товаров, а на создание имиджа, приобретения известности и доверия у клиентов. Презентация – форма влияния, создающая особые мифо-символические условия, раскрывающие и закрепляющие картину мира и способ действия в ней социального агента через включение в этот контекст целевой аудитории. Презентация является одним из действенных инструментов социокультурного конструирования, используемых в коммуникационных практиках, и позволяющих влиять на изменение установок и поведение целевой аудитории.

Взаимосвязь дизайна презентации частично позволяет открыть рассмотрение стадий процесса дизайн проектирования, который предполагает:

- выдвижение проектировочной идеи;

- разработку новой функциональной структуры;

- стилистическое оформление продукта, (презентационная сторона)

При сочетании двух последних – модернизация, третий – это стайлинг, стилизация (формирование внешнего вида объекта, не затрагивающее его функциональных качеств). Без двух первых компонентов имеет место «поверхностное», «внешнее». Внимание к внешней стороне проявляется в моде на «саморазвитие», в ориентации на удовлетворение индивидуальных интересов нередко в ущерб общественным. Направленность на «внешнее» есть результат самоутверждения и ухода в себя.

Как в современном дизайне, так и в презентации обнаруживаются следующие характерные для постмодернизма признаки: карнавализация (современное общество все более становится обществом спектакля, погруженным в мечту, миф), перформанс, деканонизация, поверхностность, безличность, конструирование реальности (возросшая роль вмешательства разума в сферу культуры и природы), децентрированность человека. Тенденции карнавализации, гибридизации искусства и жизни, сращение эзотеричности и кичевости – характерные для постмодернизма в современном акте презентации приобретают явную отчетливость.

В условиях российского общества презентация пока несет черты пропаганды, агитации (в виде навязывания, убеждения, демонстрации только положительных качеств).

Перенос акцента от объекта к восприятию объекта, к образу требует особого внимания. Значение формы сегодня сильно преувеличено. XX век и начало XXI века – эпоха приоритета выразительности, эпоха, когда важно не то, что говорят, а как говорят.

Является ли это следствием потери надежды на обретение своего места в мире, или слабости человека перед лицом мира им созданного?

 

Зотин Михаил Сергеевич - аспирант кафедры дизайна, компьютерной графики и начертательной геометрии Пермского государственного технического университета.