Зотин М.С.
Презентация и дизайн в
современной культуре
ХХ век
характеризуется невероятно динамичным историческим процессом. В течение жизни
одного поколения происходят глобальные переломы в социальной, культурной,
политической и других сферах жизни. Внешнее ускорение времени перестает
соответствовать такому же внутреннему переживанию. Резкое увеличение масштабов
и разнообразия информационных потоков и возможностей выбора, а также
возрастание интенсивности культурных связей и обменов ведет к формированию
специфического, иного, чем прежде типа общества и субъекта.
Особую
рельефность приобретает ситуация, сложившаяся в России в условиях ускоренного
преобразования, трансформации общественного устройства. Распад прежних систем
идентификации позволяет говорить о возникшем состоянии неопределенности и
неустойчивости, которое обусловлено отчасти еще и тем, что в российской
культуре все ее этапы существуют достаточно обособленно, без адекватной
преемственности.
Такой
социальный феномен как презентация позволяет зафиксировать постоянно
незавершенное и неопределяемое Я. Я, которое всегда в пути
становления-разрушения. Но фиксация эта происходит путем усвоения
преимущественно внешних атрибутов.
Презентация
– процесс создания видимой, понятно сформулированной оболочки, целостный
«рассказ о себе», процесс расстановки видимых акцентов в потоке
неопределенности, представляющей безмерную сложность мира и человека в мире.
Презентация – форма формы, которая постоянно ограничивает то, что формируется и
задает стимулирующее противоречие.
Презентация
сегодня рассчитана на мгновенный «ударяющий» эффект, подобно хепенингу, перформансу, инсталляции и другим жанрам современного
искусства. Презентация сегодня – это, прежде всего, «зрелище», при чем
«зрелище» сиюминутное с превалированием зрительных образов, минимумом
вербальной информации. Это объясняется стремлением не вызывать затруднений при
восприятии, поскольку современный человек испытывает избыток информации.
Презентация
– это не притязание на истинное обозначение подлинника, это игра, необходимое
для присутствия повторение самого себя, удвоение, маскировка.
Сложность
определения Я приводит к социокультурному и
персональному конструированию реальности. Как и вся культура современного
общества, презентация носит проектный характер.
Дизайн и
презентация находятся в сложной взаимосвязи и проникают во все сферы жизни
человека. Дизайн со своим многообразным арсеналом средств и предметов, который
сегодня расширяется от проектирования единичных элементов до проектирования
социального события, является эффективной формой влияния на поведение и
сознание человека.
Одно из
пересечений презентации и дизайна происходит при создании фирменного стиля,
«делании» брэнда (образа, легенды, мифа), имиджа
(видимого «портрета», сопряженного с внешней стороной), «лица». Под фирменным стилем понимается совокупность
организационно-изобразительных приемов, формирующих узнаваемый «родовой» образ
продукции конкретного производителя или объектов, связанных с его
деятельностью: производственных зданий, служб сервиса и т. д. Развитие
презентационной практики подтверждается следующим фактом: графическая реклама –
ветвь дизайнерского творчества, в которой проектируется визуальный имидж
компаний, фирм и других организаций сегодня прочно занимает одно из первых мест
в России наряду с не менее актуальным проектированием интерьеров – всем
тем, что создает «лицо». Возрастает также количество средств, целенаправленно
вкладываемых не на увеличение сиюминутных продаж и на рекламу конкретных
товаров, а на создание имиджа, приобретения известности и доверия у клиентов.
Презентация – форма влияния, создающая особые мифо-символические
условия, раскрывающие и закрепляющие картину мира и способ действия в ней
социального агента через включение в этот контекст целевой аудитории.
Презентация является одним из действенных инструментов социокультурного
конструирования, используемых в коммуникационных практиках, и позволяющих
влиять на изменение установок и поведение целевой аудитории.
Взаимосвязь
дизайна презентации частично позволяет открыть рассмотрение стадий процесса
дизайн проектирования, который предполагает:
- выдвижение
проектировочной идеи;
- разработку
новой функциональной структуры;
-
стилистическое оформление продукта, (презентационная сторона)
При
сочетании двух последних – модернизация, третий – это стайлинг,
стилизация (формирование внешнего вида объекта, не затрагивающее его
функциональных качеств). Без двух первых компонентов имеет место
«поверхностное», «внешнее». Внимание к внешней стороне проявляется
в моде на «саморазвитие», в ориентации на удовлетворение индивидуальных
интересов нередко в ущерб общественным. Направленность на «внешнее» есть
результат самоутверждения и ухода в себя.
Как в
современном дизайне, так и в презентации обнаруживаются следующие характерные
для постмодернизма признаки: карнавализация
(современное общество все более становится обществом спектакля, погруженным в
мечту, миф), перформанс, деканонизация,
поверхностность, безличность, конструирование реальности (возросшая роль
вмешательства разума в сферу культуры и природы), децентрированность
человека. Тенденции карнавализации, гибридизации
искусства и жизни, сращение эзотеричности и кичевости – характерные для постмодернизма в современном
акте презентации приобретают явную отчетливость.
В условиях
российского общества презентация пока несет черты пропаганды, агитации (в виде
навязывания, убеждения, демонстрации только положительных качеств).
Перенос
акцента от объекта к восприятию объекта, к образу требует особого внимания.
Значение формы сегодня сильно преувеличено. XX век и начало XXI
века – эпоха приоритета выразительности, эпоха, когда важно не то, что говорят,
а как говорят.
Является ли
это следствием потери надежды на обретение своего места в мире, или слабости
человека перед лицом мира им созданного?
Зотин Михаил
Сергеевич
- аспирант кафедры дизайна, компьютерной графики и начертательной геометрии
Пермского государственного технического университета.