Баженова Е.А.

Власть и проблема ее репрезентации в постмодернистских текстах

На сегодняшний день в современных философских, научных, художественных текстах наблюдается концентрация негативных и маргинальных элементов, которые оформляют пространство репрезентации властных отношений, выявляя технологию ее функционирования.

Авторитетность таких маргинальных писателей, как Батай, Деррида объясняется не тем, что они открывают истины, а тем, что им удается доказать зависимость между репрезентацией и властью в культуре. Причем репрезентация в культуре, в частности в искусстве рассматривается не просто как манифестация или выражение власти, но как сама власть.

Большинство критически настроенных современных художников, теоретиков искусства имеют дело, прежде всего с образами, распространяемыми масс-медиа, подчеркивая статус фотографии и кинематографа как способов репрезентации. Однако художники постмодерной ориентации и критики постструктуралистского толка подвергают их разоблачению как инструмент власти. Они не отражают действительность, но трансформируют изображения, заимствованные из средств массовой информации и художественной классики, тем самым ставят под сомнение статус искусства как средства беспристрастного отражения мира.

Это осуществляется не столько путем прямого анализа идеологических посланий, закодированных в них, сколько – тех стратегий и тактик, при которых такие образы обеспечивают свой авторитарный статус в культуре. Но чтобы быть инструментами культурного воздействия, массового убеждения, их идеологическая основа должна быть настолько стерта, чтобы казалось, что в них говорит сама реальность.

Интересен в связи с этим пример из доклада Ч. Дженкса на конференции в Государственной Третьяковской галерее, посвященный постмодернистской архитектуре. На журналистский вопрос о том, какое из постмодернистских зданий Москвы ему представляется наиболее заслуживающим внимания, Ч. Дженкс указал на «Белый дом». Огромной исторической значимостью, отложившей свой след не только на поверхности этого архитектурного сооружения, обладает и факт связанных с ним драматических событий в октябре 1993 года. Ч. Дженкс в русле постмодернистских художественных стратегий, направленных на разоблачения механизмов власти, предлагает следующую интерпретацию данного события. «Если бы мы и сейчас жили в домодернистскую эпоху, его бы просто разрушили. В эпоху модерности его восстановили бы в прежнем виде. Постмодерная стратегия состояла бы в том, чтобы сохранить след происшедшего»[1].

Постмодерный вариант реставрации, по мнению Ч. Дженкса, мог бы выглядеть таким образом. «Нижнюю часть здания можно было бы оставить в прежнем виде, как напоминание о семидесятилетнем опыте ускоренной и насильственной модернизации страны. Следовало бы обязательно сохранить след пожара, заменив его голубым. Это было бы символом точки, которая поставлена на прошлом. Наконец, между вершиной и основанием можно было бы ввести прекрасный многокрасочный дизайн как интродукцию желаемого будущего…»[2].

Данный пример достаточно ярко раскрывает стратегии новой власти, пытающейся утвердиться путем стирания следов, как-то: уничтожение памятников, переименование улиц, зданий, праздников. Именно пространство города становится сценографией репрезентации властных дискурсов.

 

Баженова Евгения Анатольевна - аспирантка кафедры культурологии Уральского Государственного Университета им. М.Горького. bagenov@netman.ru



[1] Кропотов С.Л. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 1999.

[2] Там же.