Александрова М.Е.
Поп- наука – презентация
научного знания?
В современных
социальных условиях в научном сообществе отмечается становление нового типа
научной деятельности. Если раньше образцом в науке являлась деятельность по
поиску и производству нового знания, то в современном научном мире не менее
важной становится презентация новых знаний, успешность которой зависит не
только от оценки профессионального сообщества, но и от общественного мнения.
Отмечается
происходящее в связи с этим изменение целей научной деятельности. «Производство
научного знания из цели профессиональной деятельности переходит в разряд ее
средств, а целью становится презентация продуктов научного знания
неспециалистам – обществу и его значимым (для ученого) представителям»[i].
В этом
контексте появилось и приобрело широкое распространение такое понятие, как
поп-наука. Приведем некоторые определения поп-науки, принадлежащие разным
авторам. Поп-наука – это:
-
«деятельность, основанная на популяризации актуальных и потенциальных
исследовательских результатов и включении их в обыденную и политическую жизнь в
качестве универсальных объяснений»[ii];
- «наука потребительского общества,
которая имеет все основания быть включенной в сферу массовой культуры (если
существенной характеристикой последней считать потребление и
удовлетворение материальных потребностей обывателей)»[iii];
- «наука для
прессы»; «наука, которая не столько стремится к новым знаниям, сколько пытается
произвести впечатление на массовую публику небывалыми обещаниями, парадоксами,
чудесами, предсказаниями кошмарных катастроф, чтобы таким образом добыть деньги
на продолжение своих исследований. Поп-наука есть часть шоу-бизнеса и должна
жить по его законам»[iv];
- профанация
научного знания в угоду обывателю, пользующаяся у него куда большим спросом,
нежели «настоящая» наука[v].
Приведенные
определения в той или иной мере отражают презентационный характер поп-науки.
Различаются взгляды авторов на принадлежность поп-науки к собственно науке в
традиционном понимании. В целом возможные соотношения науки и поп-науки можно
свести к следующим вариантам:
- поп-наука
представляет научное знание, но сильно упрощенное, зачастую искаженное,
пригодное «для потребления» широкой аудиторией;
- поп-наука
является презентацией только квазинаучного знания и не имеет к подлинной науке
никакого отношения;
- поп-наука –
представление общественности как научных, так и квазинаучных достижений.
По мнению
исследователей, явление, получившее название поп-наука, зародилось в 1980-х гг.
Конец холодной войны лишил многих ученых финансовой поддержки, и они стали все
больше интересоваться возможностью попасть в средства массовой информации.
Однако можно обнаружить и более ранние примеры поп-научности.
Истоки
поп-науки можно искать в становлении общества потребления, распространении
демократических норм, возведении развлекательности в основополагающий принцип
социального поведения[vi].
В науку пришли рыночные отношения, она перестала быть закрытой.
Все это
происходит на фоне усложнения науки, которая становится все менее понятной
человеку далекому от мира науки. Поэтому проявляется и обратная тенденция –
стремление упростить и сделать науку понятной для потребителя информации.
Можно считать
появление поп-науки закономерным явлением в силу неустранимости социальной
поляризованности. Поскольку всегда есть «верхи» и «низы», существует «высокое»
и «низкое» в искусстве, религии, философии. Этот ряд можно продолжить наукой.
В современных
средствах массовой коммуникации можно обнаружить множество примеров, когда «из
некоего научного знания выводятся импликации относительно того, что потребно
обывателю, не только сильно упрощающие, но и искажающие это знание. В
результате в массовое сознание «от имени» науки транслируются мифы,
противоречащие научным данным»[vii].
Таким образом, присутствие квазинаучного знания в поп-науке очевидно. Вопрос
сводится к тому, может ли действительно научное знание быть представлено
доступно, не будучи искаженным и не потеряв свою научную суть. Ведь, «попадая
на страницы газет или в информационные программы на телевидении, научное
сообщение резко трансформируется – оно начинает жить по законам журналистики, а
не научной публикации. И если эти две ипостаси еще можно хоть как-то совместить
в солидной научно-популярной статье или книге типа тех, которыми грешил сам А.
Эйнштейн, то в короткой, на две странички заметке это сделать практически
невозможно»[viii].
Действительно,
современное научное знание отличает разрыв с обыденным мышлением, в том числе
отказ от обязательного требования наглядности. Особенность современной науки в
том, что она исследует явления реальности, которые неподвластны человеческому
воображению. Однако это не означает, что презентация научного знания широкой
общественности вообще невозможна. Общественность интересует не столько научное обоснование
той или иной концепции, открытия и т.д., сколько их социальная значимость.
Возможно,
введение термина «поп-наука» по сути, несостоятельно: не предложено четких
критериев, позволяющих определить, где же начинается поп-наука, является ли она
частью науки. К тому же само слово приобрело негативную коннотацию.
Презентационный
стиль научной деятельности предполагает использование научного знания в
качестве средства презентации, необходимого для идентификации и
самоидентификации индивида как ученого, принадлежащего к научному сообществу.
Однако отрицательное отношение к поп-науке и, соответственно, к
презентационному стилю научной деятельности, приводит к обратному эффекту –
ученый-презентатор зачастую может восприниматься как шоумен, а не как человек
науки.
Представляется
важным то, что отношение к презентационному стилю научной деятельности не
должно складываться исключительно в негативном русле из-за недобросовестности
отдельных представителей науки и людей, не имеющих отношения к этой сфере.
Решение этой проблемы требует активной и постоянной просветительской
деятельности, в особенности по отношению к представителям СМИ. Очевидна
необходимость саморегулирования научного сообщества, разработки и применения
соответствующих нормативов научной деятельности.
Наука сегодня
превратилась в значимую социальную силу. В связи с этим выстраивание
коммуникаций с общественностью, в том числе презентационных, представляется
неотъемлемой частью современной науки как открытой социальной системы.
Александрова Мария Евгеньевна - ассистент кафедры
философии и социальных коммуникаций Омского государственного технического
университета. mari-aleksandr@yandex.ru
[i] Плюснин Ю.М. Цеховая психология ученого,
или о верности однажды выбранной специальности // Науковедение. 2003. № 1. С.
101-109. С.103.
[ii] Кордонский С. Кризисы науки и научная мифология // http://magazines.russ.ru/oz/2002/7/2002_07_11.html
[iii] Акопян К.
Шлягеризация науки // Отечественные записки. 2002. №8 (http://www.strana-oz.ru/numbers/2002_08/)
[iv] Покровский В. Максвелл на озере //
http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0202/
[v] Юревич
А. В. Теневая наука. ru // http://subscribe.ru/archive/philosophy.sciesot/200601/
[vi] Акопян К.
Шлягеризация науки // Отечественные записки. 2002. №8 (http://www.strana-oz.ru/numbers/2002_08/)
[vii] Юревич
А. В. Теневая наука. ru // http://subscribe.ru/archive/philosophy.sciesot/200601/
[viii] Покровский В. Максвелл на озере // http://informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0202/