Ерохин
А.К.
Презентация
философии образования в экзистенциальном дискурсе
Базовые
принципы экзистенциализма сыграли немаловажную роль в развитии современных
концепций западноевропейской философии образования. «Человек есть то, что он из
себя создает» – вот постулат экзистенциализма, следующий из его философии.
Человеческое бытие неопределимо и неопределенно.
В
соответствии с данными онтологическими установками Ж.-П. Сартр, А. Камю и
другие экзистенциалисты предлагают создавать программы обучения, серьезно
сосредоточенные на неуловимой, внутренней тайне человеческого существования.
Научные дисциплины, имеющие дело с объективными фактами и количественными
данными являются в экзистенциальных программах образования вторичными в
сравнении с дисциплинами, способствующими росту самосознания, проявлению
личностного «Я» в студентах или учениках. Необходимые для преподавания предметы
и материалы они предлагают выбирать сообразно тому, насколько хорошо они
способствуют формированию у студентов «осознания свободы и ответственности»,
следующего из главной проблемы экзистенциализма — неизбежности основного
выбора: «Кто я? Что я должен делать?».
Поскольку в
концепции экзистенциализма субъективность предшествует объективности, то именно
индивид несет ответственность и за те знания, которыми он обладает.
Экзистенциалисты провозглашают ложность большинства систем образования,
построенных на дихотомиях объективности и субъективности, рациональности и
чувственности, фактического и ценностного и др. Сартр подвергает резкой критике
все социальные институты, в том числе и образование, считая, что все они
посягают на свободу человека. По его мнению, нам следовало бы помнить о том,
что развитие человека – глубоко личностный вопрос. Попытка объективирования
знания находит наиболее явственное выражение в научных методах, возникавших как
методы познания природы, но затем механически перенесенных философами и учеными
на социум. Сартр решительно отрицает возможность получения знания о себе или о
«Другом» методами, используемыми для познания имперсональных объектов. Человек
может и должен полагаться только на себя, не обращаясь за помощью к внешним
указаниям, идущим от истории, социальных институтов, морально-культурных
установлений, от тех или иных авторитетов и т.д. Он обладает, благодаря
осознанию своей уникальности, интуитивно-очевидным и аподиктически-достоверным
пониманием и переживанием того, что он, как и Другой,
неповторим и потому имеет полное право отвергать любые притязания обосновать,
подчинить, направить, сформировать его бытие. Следовательно, все системы
образования, основанные на научении, назидании,
принудительности не могут ничего ни добавить, ни убавить в разгадке смысла
человеческого существования.
Ж.-П. Сартр
настаивает на серьезной ревизии образования с целью создания новой системы
воспитания личностной целостности и предложения индивидуальных, необходимых
только для данного индивида знаний. Знание подразумевает, в первую очередь,
знание ценностей. В зависимости от типов экзистенциализма варьируется и иерархия
ценностей, подчиняющая себе учебные программы экзистенциализма. Особую важность
в религиозном экзистенциализме приобретают теология и религиозное воспитание,
как факторы, задающие человеку некоторую нравственную автоматическую программу,
помогающую ему в ситуациях жизненного выбора. Атеистические экзистенциалисты не
верят в трансцендентальные и абсолютные моральные принципы, по существу отметая
всякую надежду человека открыть смысл человеческого существования. Они находят
в признании одиночества человека в мире и необходимости принятия им моральных
решений наивысшее проявление гуманизма, человечности в его гордом и наиболее
героическом понимании. Поэтому в образовании они отдают предпочтение
гуманитарным дисциплинам, наполненным светским содержанием и включающим точные
примеры или литературные образы, поддерживающие гуманистическую ориентацию
личности и служащие нравственными символами.
В связи с
этим, экзистенциалисты считают принципиально важным отнести к числу
обязательных учебных дисциплин литературу, позволяющую, с одной стороны,
«заявить о проблемах человеческого существования в духе экзистенциализма», а с
другой – помочь ученику и студенту «ощутить его собственный путь» в различных
экзистенциальных ситуациях морального выбора. Взамен универсальной «абстрактной
морали» субъект образования выбирает «конкретную мораль», предлагающую всякий
раз поступок, соответствующий только этой данной ситуации и следующий лишь
логике эффективного действия». Конкретная мораль – это всегда живой,
индивидуальный опыт «делания», а не «приобщения» к некоему, уже существующему
ценностному порядку, при котором личность лишается автономии и творчества.
Живой опыт как знание всегда направлен на человеческое существование, поэтому
элементы нравственного и художественного являются важнейшими элементами
образования.
Поскольку
указанные выше дисциплины будь то в теистической или атеистической вариации
экзистенциалистской модели образования считаются особенно эффективными, то
изучать любую из них можно настолько долго, насколько в ней существует
необходимость для личности, ощущающей в данном предмете потребность, поддержку
в трудных ситуациях и возможность найти решения своих личных проблем.
Дисциплины в
экзистенциалистских программах не выглядят как простой пакет информации. Настоящее
образование является процессом, в ходе которого студента обращают к его
собственному существованию. А для этого все учебные программы и дисциплины
должны быть сконструированы таким образом, чтобы у студента всегда была
возможность для самопознания как средства нравственного развития и
индивидуального принятия решений. Согласно философским взглядам Дж. Неллера, лучшим методом, соответствующим
экзистенциалистским подходам к обучению, является сократовский
метод. Он позволяет вовлекать студентов в постановку трудных, а может быть и
провокационных вопросов, угрожающих его status quo и
делающих обучение крайне некомфортным. А именно к этому и стремятся
преподаватели – экзистенциалисты. Они пересматривают способы обучения в надежде
заставить индивида обратиться к самопознанию собственного бытия и самого себя.
Смысл экзистенциалистских рассуждений об образовании чрезвычайно противоречив.
Подчеркнутое стремление доказать превосходство личности над социумом есть,
одновременно, и благо, и проклятие экзистенциализма. С одной стороны, его тезис
о необходимости вырабатывания собственного отношения к истине является
фундаментальной посылкой образования. Экзистенциализм ведет нас к осознанию
ответственности за индивидуальное бытие человека. С другой стороны, его понимание
человеческой самости весьма сложное. Стремление к минимуму структурности в
образовании и поощрение экстремальных форм самовыражения может иметь для
индивида негативные последствия. Например, смысл рассуждений Сартра состоит в
том, что человек должен сам для себя решить, что есть реальность и что есть
истина. Но признание права индивида утверждать ту реальность и ту истину,
которую он создает, очень быстро выливается в более категоричный тезис о том,
что, возможно, только индивидуальный выбор и производит реальность и истину.
Таким образом, усилия по образованию человека увеличиваются многократно.
Индивид оказывается один на один с морем знаний, в котором ему предстоит найти
свое собственное, желаемое. Но когда интеллект подчинен волению,
он быстро соскальзывает в чистый индивидуализм и, следовательно, потребуется
некий третейский судья для проверки высказанных суждений.
Например, в
значительной степени самовыражение раскрывается через отношения с непохожими
Другими и через взаимодействие с имперсональным внешним окружением. Большинство
экзистенциалистов рекомендует не обращать особого внимания на такие качества,
как самоконтроль, саморуководство, самоотречение и
самопожертвование, необходимые для взаимодействия с другими людьми.
Сартр, Камю, Бубер и другие экзистенциалисты заходят слишком далеко в
допущении превосходства индивидуальных интересов и нужд над всем остальным,
отрицая опыт и традиции старой школы. Духовное наследие истории демонстрирует
нам, что наиболее приемлемое развитие личности требует от нее учиться
строительству взаимных отношений с социумом. Проблема индивидуализма, в той или
иной форме обсуждаемая в истории философии, начиная от античной философии
киников, киренаиков и заканчивая философией «разумного эгоизма» эпохи
Просвещения, всегда завершалась поисками путей примирения интересов индивидуума
и социума. В большинстве своем люди не только приписывают культурным нормам
статус универсальности и объективности, но и отрицают концепции обязанностей и
долженствования, добра и зла, целиком построенных на
индивидуальном волении. Большинству людей трудно
принять точку зрения Сартра и других экзистенциалистов, предполагающую, что
волевой акт выбора создает то, что выбрано. Видимо поэтому, поиск
индивидуальных программ обучения студентами и создание новых учебников, учебных
программ, рассогласованных с традиционным знанием, часто заканчивается
неудачей.
Ерохин Алексей Константинович – кандидат философских наук, доцент кафедры
философии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. lyudmila.erokhina@vvsu.ru