Ерохин А.К.

Презентация философии образования в экзистенциальном дискурсе

Базовые принципы экзистенциализма сыграли немаловажную роль в развитии современных концепций западноевропейской философии образования. «Человек есть то, что он из себя создает» – вот постулат экзистенциализма, следующий из его философии. Человеческое бытие неопределимо и неопределенно.

В соответствии с данными онтологическими установками Ж.-П. Сартр, А. Камю и другие экзистенциалисты предлагают создавать программы обучения, серьезно сосредоточенные на неуловимой, внутренней тайне человеческого существования. Научные дисциплины, имеющие дело с объективными фактами и количественными данными являются в экзистенциальных программах образования вторичными в сравнении с дисциплинами, способствующими росту самосознания, проявлению личностного «Я» в студентах или учениках. Необходимые для преподавания предметы и материалы они предлагают выбирать сообразно тому, насколько хорошо они способствуют формированию у студентов «осознания свободы и ответственности», следующего из главной проблемы экзистенциализма — неизбежности основного выбора: «Кто я? Что я должен делать?».

Поскольку в концепции экзистенциализма субъективность предшествует объективности, то именно индивид несет ответственность и за те знания, которыми он обладает. Экзистенциалисты провозглашают ложность большинства систем образования, построенных на дихотомиях объективности и субъективности, рациональности и чувственности, фактического и ценностного и др. Сартр подвергает резкой критике все социальные институты, в том числе и образование, считая, что все они посягают на свободу человека. По его мнению, нам следовало бы помнить о том, что развитие человека – глубоко личностный вопрос. Попытка объективирования знания находит наиболее явственное выражение в научных методах, возникавших как методы познания природы, но затем механически перенесенных философами и учеными на социум. Сартр решительно отрицает возможность получения знания о себе или о «Другом» методами, используемыми для познания имперсональных объектов. Человек может и должен полагаться только на себя, не обращаясь за помощью к внешним указаниям, идущим от истории, социальных институтов, морально-культурных установлений, от тех или иных авторитетов и т.д. Он обладает, благодаря осознанию своей уникальности, интуитивно-очевидным и аподиктически-достоверным пониманием и переживанием того, что он, как и Другой, неповторим и потому имеет полное право отвергать любые притязания обосновать, подчинить, направить, сформировать его бытие. Следовательно, все системы образования, основанные на научении, назидании, принудительности не могут ничего ни добавить, ни убавить в разгадке смысла человеческого существования.

Ж.-П. Сартр настаивает на серьезной ревизии образования с целью создания новой системы воспитания личностной целостности и предложения индивидуальных, необходимых только для данного индивида знаний. Знание подразумевает, в первую очередь, знание ценностей. В зависимости от типов экзистенциализма варьируется и иерархия ценностей, подчиняющая себе учебные программы экзистенциализма. Особую важность в религиозном экзистенциализме приобретают теология и религиозное воспитание, как факторы, задающие человеку некоторую нравственную автоматическую программу, помогающую ему в ситуациях жизненного выбора. Атеистические экзистенциалисты не верят в трансцендентальные и абсолютные моральные принципы, по существу отметая всякую надежду человека открыть смысл человеческого существования. Они находят в признании одиночества человека в мире и необходимости принятия им моральных решений наивысшее проявление гуманизма, человечности в его гордом и наиболее героическом понимании. Поэтому в образовании они отдают предпочтение гуманитарным дисциплинам, наполненным светским содержанием и включающим точные примеры или литературные образы, поддерживающие гуманистическую ориентацию личности и служащие нравственными символами.

В связи с этим, экзистенциалисты считают принципиально важным отнести к числу обязательных учебных дисциплин литературу, позволяющую, с одной стороны, «заявить о проблемах человеческого существования в духе экзистенциализма», а с другой – помочь ученику и студенту «ощутить его собственный путь» в различных экзистенциальных ситуациях морального выбора. Взамен универсальной «абстрактной морали» субъект образования выбирает «конкретную мораль», предлагающую всякий раз поступок, соответствующий только этой данной ситуации и следующий лишь логике эффективного действия». Конкретная мораль – это всегда живой, индивидуальный опыт «делания», а не «приобщения» к некоему, уже существующему ценностному порядку, при котором личность лишается автономии и творчества. Живой опыт как знание всегда направлен на человеческое существование, поэтому элементы нравственного и художественного являются важнейшими элементами образования.

Поскольку указанные выше дисциплины будь то в теистической или атеистической вариации экзистенциалистской модели образования считаются особенно эффективными, то изучать любую из них можно настолько долго, насколько в ней существует необходимость для личности, ощущающей в данном предмете потребность, поддержку в трудных ситуациях и возможность найти решения своих личных проблем.

Дисциплины в экзистенциалистских программах не выглядят как простой пакет информации. Настоящее образование является процессом, в ходе которого студента обращают к его собственному существованию. А для этого все учебные программы и дисциплины должны быть сконструированы таким образом, чтобы у студента всегда была возможность для самопознания как средства нравственного развития и индивидуального принятия решений. Согласно философским взглядам Дж. Неллера, лучшим методом, соответствующим экзистенциалистским подходам к обучению, является сократовский метод. Он позволяет вовлекать студентов в постановку трудных, а может быть и провокационных вопросов, угрожающих его status quo и делающих обучение крайне некомфортным. А именно к этому и стремятся преподаватели – экзистенциалисты. Они пересматривают способы обучения в надежде заставить индивида обратиться к самопознанию собственного бытия и самого себя. Смысл экзистенциалистских рассуждений об образовании чрезвычайно противоречив. Подчеркнутое стремление доказать превосходство личности над социумом есть, одновременно, и благо, и проклятие экзистенциализма. С одной стороны, его тезис о необходимости вырабатывания собственного отношения к истине является фундаментальной посылкой образования. Экзистенциализм ведет нас к осознанию ответственности за индивидуальное бытие человека. С другой стороны, его понимание человеческой самости весьма сложное. Стремление к минимуму структурности в образовании и поощрение экстремальных форм самовыражения может иметь для индивида негативные последствия. Например, смысл рассуждений Сартра состоит в том, что человек должен сам для себя решить, что есть реальность и что есть истина. Но признание права индивида утверждать ту реальность и ту истину, которую он создает, очень быстро выливается в более категоричный тезис о том, что, возможно, только индивидуальный выбор и производит реальность и истину. Таким образом, усилия по образованию человека увеличиваются многократно. Индивид оказывается один на один с морем знаний, в котором ему предстоит найти свое собственное, желаемое. Но когда интеллект подчинен волению, он быстро соскальзывает в чистый индивидуализм и, следовательно, потребуется некий третейский судья для проверки высказанных суждений.

Например, в значительной степени самовыражение раскрывается через отношения с непохожими Другими и через взаимодействие с имперсональным внешним окружением. Большинство экзистенциалистов рекомендует не обращать особого внимания на такие качества, как самоконтроль, саморуководство, самоотречение и самопожертвование, необходимые для взаимодействия с другими людьми.

Сартр, Камю, Бубер и другие экзистенциалисты заходят слишком далеко в допущении превосходства индивидуальных интересов и нужд над всем остальным, отрицая опыт и традиции старой школы. Духовное наследие истории демонстрирует нам, что наиболее приемлемое развитие личности требует от нее учиться строительству взаимных отношений с социумом. Проблема индивидуализма, в той или иной форме обсуждаемая в истории философии, начиная от античной философии киников, киренаиков и заканчивая философией «разумного эгоизма» эпохи Просвещения, всегда завершалась поисками путей примирения интересов индивидуума и социума. В большинстве своем люди не только приписывают культурным нормам статус универсальности и объективности, но и отрицают концепции обязанностей и долженствования, добра и зла, целиком построенных на индивидуальном волении. Большинству людей трудно принять точку зрения Сартра и других экзистенциалистов, предполагающую, что волевой акт выбора создает то, что выбрано. Видимо поэтому, поиск индивидуальных программ обучения студентами и создание новых учебников, учебных программ, рассогласованных с традиционным знанием, часто заканчивается неудачей.

 

Ерохин Алексей Константинович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. lyudmila.erokhina@vvsu.ru