Глухих А.Ю.
Социокультурные механизмы формирования презентации (в контексте концепции
стиля жизни)
Современные
социологи одной из главных черт современного общества называют индивидуализацию
социальной жизни в условиях относительной выравненности информационной среды. В
ситуации, когда критерии социального статуса уже не так однозначны, как прежде,
а свобода выбора собственных идентификационных образцов намного шире, т.е. в
ситуации полистилизма культуры, актуализируется
проблематика индивидуальных презентационных практик. Возникает необходимость
сместить фокус зрения с больших социальных общностей на индивида. Предметом
изучения должны стать повседневные практики, из которых и складывается жизнь
нашего современника. Для этого необходима развернутая теоретическая база,
включающая стройную методологию, точный понятийный аппарат и, конечно, набор
концепций, позволяющих производить комплексные исследования. Одной из таких
концепций является концепция стиля жизни.
Опираясь на
методологическую основу парадигмы акционизма, можно
сформулировать следующее определение стиля жизни: Стиль жизни – социологическая
категория, интегрирующая в себе жизненные практики индивида, объединенные и
управляемые единой интенцией, целеполаганием и
освоенными паттернами. Стиль жизни может быть понят в дихотомической связи со
сложившимися, устойчивыми, безликими образованиями, т.е. социальными
институтами.
Под
презентацией подразумевается деятельная, активная сторона жизненного стиля
индивидов. Представление ее в виде институционального стиля позволяет
исследовать жизненный стиль при помощи неоинституционального
анализа, моделируя ролевое поведение акторов и
ситуацию. При этом его концептуальная зависимость не только от внешних,
институциональных элементов, но и от шаблонов (социальных паттернов), которые в
свою очередь в обработанном, компилированном виде обладают интенцией, дает
возможность зафиксировать качественную, смысловую сторону социального действия[i].
Здесь
возникает главный вопрос: как происходит отбор шаблонов? Почему одни шаблоны
воспринимаются индивидом, в то время как другие – нет? Ответ на этот вопрос
заключен на внутреннем, ментальном уровне стиля жизни, имеющем сложную
структуру, включающую несколько компонентов.
Первый
компонент метального уровня стиля жизни – когнитивный,
отвечает за осознание индивидом институциональной ситуации и соответствующих
институциональных предписаний. При помощи данного компонента происходит
ориентация индивида в социальном мире, понимание своих и оппонирующих ролей.
Следующий
компонент – перцептивный
- связан с восприятием шаблонов, предлагаемых социальной реальностью. Перцепция
– термин, употребляемый психологами, понимающими под ним форму целостного
психического отражения предметов или явлений при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Мы же заимствуем его с целью подчеркнуть тот
факт, что сознание индивида постоянно сталкивается со
множеством разнообразных вариаций шаблонов и прежде чем они будут преображены в
институциональный стиль, паттерны должны быть восприняты, распознаны, т.е.
определены как таковые. Это в свою очередь означает, что индивид самостоятельно
идентифицирует их, производит соотнесение паттернов с заданными ситуациями и
ролевыми моделями поведения. Результаты этого соотнесения могут быть различны.
Третий
компонент ментальной структуры – селективный, именно он отвечает за отбор и
принятие шаблонов. Что является критерием отбора, на каком основании он
производится? Социологическая теория предлагает несколько вариантов, среди них
– ценностные ориентации, диспозиции, установки, аттитюды. Каждый из возможных
вариантов по-своему привлекателен, но и имеет ряд недостатков. Например,
согласно теории устойчивых базовых ориентаций, ценности являются важнейшими регуляторами
социального поведения индивидов. Сами же ценностные ориентации формируются в
процессе социализации, т.е. являются продуктом воздействия общих социальных
условий и представляют собой достаточно целостное и стабильное образование,
проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности. Только в этом случае индивид
признается устойчивой, зрелой личностью. Кроме того, предполагается, что
ценности индивида определяются его принадлежностью к различным социальным
общностям, таким образом, индивид становится в зависимое положение. На наш
взгляд, подобный подход представляется неэффективным и невозможным для
исследования в рамках акционистской парадигмы.
В
мировой социологии основателями диспозиционной теории личности считают
американских исследователей У. Томаса и Ф. Знанецкого[ii].
В структуру диспозиционных концепций включается понятие «установки» –
социального аттитюда, выражающего направленность на тот или иной вектор
поведения. На наш взгляд, именно это понятие заслуживает пристального внимания.
Установка
фиксирует ориентацию не на ценность, а на определенную индивидуально
осознаваемую и социально значимую потребность. Таким образом, аттитюд, являясь
элементом сознания, мотивируется потребностями социального существования
индивида, т.е. определяется заинтересованностью индивида в неком искомом благе:
материальном, эмоциональном или же социальном, разница в данном случае не имеет
значения. Речь идет о том, что в интересах конструируемой концепции стиля
жизни, мы считаем необходимым отказаться от разделения потребностей на первичные и вторичные; от логики А. Маслоу,
по которой удовлетворение вторичных потребностей возможно только при условии
удовлетворения первичных[iii].
Более того, на наш взгляд, любая классификация потребностей и соответствующих
установок может привести к ограниченности теории, т.е. мы полагаем, что индивид
самостоятельно проводит ранжирование потребностей в зависимости от сферы
жизненной активности. Что в свою очередь означает допущение несовпадений
актуализированных потребностей в разных институциональных ситуациях и, как
следствие, качественную неоднородность, разноплановость
выбираемых шаблонов. Отчасти именно этим фактом может объясняться несовпадение
и противоречие интенций институциональных стилей, демонстрируемых индивидом в
различных институтах. Например, строго дисциплинированное, ответственное,
необщительное поведение индивида на рабочем месте и противоположно:
бесшабашное, болтливое и рискованное поведение в неформальной обстановке, на
отдыхе.
Таким
образом, селективный компонент внутреннего уровня стиля жизни может быть
представлен в виде матрицы или сетки, состоящих из набора установок на те или
иные вектора поведения, направленные на реализацию актуализированных
потребностей. Именно благодаря имеющимся установкам производится отбор шаблонов
исполнения институциональных ролей, предлагаемых социальной реальностью.
Процесс восприятия, перцептивный компонент внутренней
структуры стиля жизни «настраивается», работает в неразрывной связке с
селективным компонентом. Подобная зависимость шаблонов от установок приводит к
возможности индивидов давать оценки действиям других: нравится или не нравится,
более того, понимать, что именно не нравится.
Следующий,
четвертый компонент ментального уровня стиля жизни – креативный. Данный компонент отвечает
за компиляцию интериоризированных шаблонов, придание
ролевой модели поведения интенции, т.е. оформление институицонального
стиля. Так, социальное действие приобретает интенциональный
характер.
Пятый
компонент ментального уровня стиля жизни – габитуальный. Большинство
теоретиков стиля жизни сходятся во мнении, и мы с ними солидарны, что основная
характеристика жизненного стиля – это его целостность, т.е. он определяет с
большей или меньшей полнотой все жизненные проявления индивида. Целостность
дает категории исследовательские преимущества, поскольку позволяет «схватить»
жизненный стиль не только из целой жизни, но даже из мелких ее деталей. Поэтому
возникает необходимость определения механизма, обеспечивающего интенциональное единство социальных практик индивида. Таким
механизмом является габитуализация, т.е. наделение
повседневных практик свойствами стереотипизированных
и стабилизированных привычек.
Подчеркнем,
габитус наполняют не просто практики, но институциональный стиль, который, в
свою очередь, является продуктом не только социальных условий существования,
как в социологии Бурдье, а, прежде всего, четырех
компонентов внутреннего уровня стиля жизни. Также габитуализации
подвергается и ролевая модель поведения. Пятый компонент внутреннего уровня
стиля жизни обеспечивает возможность интенции институциональных стилей
тиражироваться из одной институциональной ситуации в другие, тем самым,
объединяя проявления жизнедеятельности в единый стиль жизни, целостный и интенциональный.
Таким
образом, представление внутренней стороны стиля жизни в виде пяти
взаимосвязанных компонентов дает теооретическую базу
для изучения специфики и интенциональности презентации личности в
индивидуализированном обществе.
Глухих Алена Юрьевна – аспирант кафедры культурологии
Пермского государственного технического университета. culture@pstu.ru
[i] См. Глухих А.Ю. Институциональный
стиль: в поисках определений // Современное общество: вопросы теории, методологии,
методы социальных исследований. Материалы VII Всероссийской науч.
конф., посвященной памяти профессора З.И. Файнбурга. Т. 2.ПГТУ. Пермь, 2004. С. 353-356.; Глухих А.Ю.
Идентификация как детерминанта социального поведения// Материалы XVII Всероссийской
конференции студентов, аспирантов докторантов "Майские чтения". ПГТУ.
Пермь, 2005. С. 12-14.
[ii] Томас У., Знанецкий Ф.
Методологические заметки/ Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. –
М.: Изд-во МГУ, 1994. С 183-195.
[iii] Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. С.77–105.